Логистические системы

СОДЕРЖАНИЕ

“2-2” “Заголовок 1;1;Заголовок 3;1” “” ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие логистической системы и виды логистических систем
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.3

2. Понятие материального запаса в системе логистики “” и причины их создания

“” . Разработка отдельных видов логистических систем
“” . 1. Исходные данные для разработки логистической системы:
“” . 2. Расчёт оптимального размера заказа
“” . 3. Система управления запасами с фиксированным размером заказа
“” . 4. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между поставками:
“” . 5. Разработка оригинальной логистической системы управления запасами комплектующих изделий.

“” ЗАКЛЮЧЕНИЕ

“” ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

После принятия решения о производстве определённой продукции, приобретении необходимых машин и оборудования следует обеспечить производство сырьём, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам. Решение данной проблемы заключается в управлении материальными запасами в организации посредством логистической системы.
Эффективное управление материальными запасами позволяет минимизировать затраты на их закупку и хранение, что позволяет снижать себестоимость и проводить гибкую ценовую политику.
В практике разработано несколько моделей логистических систем, что проиллюстрировано на примере управления материальными запасами в организации.
Понятие логистических систем рассматривается многими авторами, занимающимися исследованием логистических процессов. Наиболее известные из них
· это Аникин Б. А. и Гаджинский А. М.
Кроме этих авторов в рамках данной работы использованы другие авторы, занимающиеся исследованием данной проблемы в рамках логистики и книга «Экономика предприятия», т. к. проблема управления логистическими системами неотделима от предприятия и является частью эго экономики.

1. Понятие логистической системы и виды логистических систем

ЛОГИСТИКА
· это наука о планировании, организации и контролировании всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики, которая ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в вопросах управления сквозными материальными потоками.

Направление материального потока

Рис. 1. Звенья логистической цепи
Логистические системы обладают следующими основными свойствами:
Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
закупка
· подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
планирование и управление производством
· эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
сбыт
· подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы (рис. 23).
Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование каждого из элементов логистической системы.
Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены.

Рис. 2. Принципиальная схема микрологистической системы

Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни
одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма
· подъемно-транспортная техника, Центральная нервная система
· сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или предприятие оптовой торговли, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.
Общепринятое определение логистической системы гласит: логистическая система
· это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы
· доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Логистические системы, как уже отмечалось, делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая система
· это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.
Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

Выделяют три вида логистических систем:
логистические системы с прямыми связями;
гибкие;
эшелонированные.

В логистических системах с прямыми связями материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
В эшелонированные логистические системы на пути материального потока есть хотя бы один посредник.
В гибких логистических системах движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

2. Понятие материального запаса в системе логистики и причины их создания

Понятие материального запаса является одним из ключевых понятий в логистике. Взятое из природы сырьё, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи сырьё (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.
Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы
· это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижение этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов следующие:
замороженные финансовые средства;
расходы на содержание специально оборудованных помещений;
оплата труда специального персонала;
постоянный риск порчи, хищения.
Наличие запасов
· это расходы. Однако отсутствие запасов
· это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов относят:
потери от простоя производства;
потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определёнными затратами, предприятия вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к ещё большей потере прибыли.
Основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы следующие.
Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.
Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.
Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого клубнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где-то должен накапливаться запас.
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).
Спекуляция. Цена на, некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.
Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого нового заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т. п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.
Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.
Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:
произвести заказанный товар;
закупить заказанный товар;
выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.
Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.
Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.
Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.
Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели, как в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, и уменьшается прибыль. В то же время запас не должен превышать некоторой оптимальной величины, превышение которой приводит к связыванию излишних денежных средств предприятия в запасах. Вследствие этого системы управления запасами в последнее время приобретают особую актуальность и практическое применение.
3. Разработка отдельных видов логистических систем
3. 1. Исходные данные для разработки логистической системы:
Программа выпуска изделий:
СН
· 1
· 1200 шт./ год
СН
· 2
· 1500 шт./год

Комплектующие узлы:
Наименование
Кол-во /
Цена ед.,
Инт. вр. м/у
Время
Вр. возможн.
Партия

узла
/ шт
руб.
поставками,
поставки,
задержки,
поставки,

 
 
 
дни
дни
дни
шт.