Бюджетное устройство

СОДЕРЖАНИЕ

“” ВВЕДЕНИЕ

“” .Федеральный бюджет Российской Федерации
“” .Бюджеты субъектов Российской Федерации
“” . Консолидированный бюджет Пермской области
“” . Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования

“” ЗАКЛЮЧЕНИЕ

“” СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного устройства, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью представленной работы является изучение бюджета и бюджетной системы России на современном этапе
1.Федеральный бюджет Российской Федерации за 2002 год

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Например, основными целями экономической политики на 2002 год были названы:
рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 1,08 процента;
прекращение спада сельскохозяйственного производства;
создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного тарифа по сравнению с фактическим уровнем 2002 года не более чем на 1 процент;
снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 3 процента;
завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных не менее чем на 500 тысяч человек;
повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 2002 г. объемов капитальных вложений.
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета .
В данной работе проведен анализ структуры и динамики федерального бюджета РФ за 2001, 2002 годы. Причем была произведена специальная группировка расходных статей в соответствии с принципами бюджетной классификации.
Как уже подчеркивалось, любой бюджет состоит из двух разделов: доходов и расходов.
Специфика доходной части федерального бюджета

Преобладание налоговых доходных источников и незначительный вес неналоговых поступлений.
Как видно из данных таблицы 1 налоговые поступления в федеральном бюджете составляют 84% и 85% соответственно за 2001 и 2002 годы. Среди всех налоговых поступлений наибольший вес занимают НДС (30 и 35%), таможенные пошлины (19 и 21%) и акцизы (18 и 15%).
Неналоговые поступления занимают очень незначительную часть в доходах бюджета (7 и 8%).
Если рассматривать динамику доходных статей бюджетов, то надо отметить, что за два года эта структура не претерпела значительных изменений.
Таблица 1. Доходы федерального бюджета за 2001-2002 годы
Доходы
Федеральный бюджет

2001 год
2002 год
Отклонение, в %

Млн.руб.
%
Млн.руб.
%

Налоговые доходы
Налог на прибыль предприятий
Подоходный налог с физических лиц
Налог на игорный бизнес
НДС
Акцизы
Лицензионные сборы
Налог на покупку иностр. ден. знаков
Налоги на совокупный доход
Налог на операции с ценными бумагами
Платежи за пользование прир.ресурсами
Таможенные пошлины
Государственная пошлина
Прочие налоги
399499,7
36033,4
25230,8
189,5
143722,8
87141,1
440,0
1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Неналоговые доходы
Доходы от гос. имущества
Доходы от внешнеэкономич. деятельности
Прчие неналоговые доходы
33012,9
7908,4
23300,1
1804,4
7,0
1,7
4,9
0,4
61906,5
25154,9
34559,6
2192,0
8,0
3,2
4,3
0,3
1,9
1,5
-0,6
-0,1

Доходы целевых бюджетных фондов
Федеральный дорожный фонд
Федеральный экологич. Фонд
Фонд развития таможенной системы
Гос. Фонд борьбы с преступностью
Фед. фонд воспроизводства минерал.базы
Фонд охраны водных объектов
Фонд биологических ресурсов
41563,5
29556,0
161,4
3626,1
333,0
3600,0
400,0
3887,0
9,0
6,2
0,03
0,8
0,07
0,8
0,08
0,8
60585,4
36048,8
205,0

450,0
4980,0
330,1
5153,9
7,0
4,5
0,02

0,06
0,6
0,04
0,6
2,0
1,7
0,01
0,8
0,01
0,2
0,04
0,2

Итого
473676,1
100
797200,9
100
68, 3

К проблемам доходной части бюджета можно отнести значительный размер дефицита (101370,5 и 57872,1 млн.руб.), что ведет к нарастанию расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга (29 и 25%); снижение финансовой дисциплины, которая проявляется в росте недоимок по платежам в бюджеты разных уровней, в нарастании неденежных форм платежей в бюджеты (проведение налоговых зачетов, использование векселей); неравномерное поступление доходов в государственный бюджет.
Таблица 2. Расходы федерального бюджета за 2001-2002 годы
Доходы
Федеральный бюджет

2001 год
2002 год
Отклонение, в %

Млн.руб.
%
Млн.руб.
%

Государственное управление и местное самоуправление
13747,3
2,4
25892,2
3,0
0,6

Судебная власть
4847,6
0,8
8122,7
0,9
0,1

Международная деятельность
36594,3
6,4
56119,1
6,6
0,2

Национальная оборона
93702,5
16,3
140852,1
16,5
0,2

Правоохранительная деятельность
51324,5
8,9
79801,8
9,3
0,4

Фундаментальные исследования и содействие НТП
11634,5
2,0
15926,7
1,9
-0,1

Промышленность, энергетика
14582,9
2,5
20071,4
2,3
-0,2

Сельское хозяйство
9283,6
1,6
11505,0
1,3
-0,3

Охрана окружающей среды
2903,9
0,5
3738,2
0,4
-0,1

Транспорт, дорожное хозяйство
902,1
0,2
1639,4
0,2

Предупреждение ЧС
7345,1
1,3
9027,1
1,1
-0,2

Образование
20866,3
3,6
32099,2
3,8
0,2

Культура
3062,1
0,5
4678,9
0,5

СМИ
2086,7
0,4
5724,9
0,7
0,3

Здравоохранение
10238,6
1,8
15993,3
1,9
0,1

Социальная политика
41870,7
7,3
62996,7
7,4
0,1

Обслуживание гос. долга
166844,4
29,0
220069,3
25,7
-3,3

Пополнение гос.запасов
97,4
0,02
167,9
0,02

Фин.помощь бюджетам других уровней
43444,4
7,6
69148,6
8,1
0,5

Утилизация вооружения
1735,8
0,3
2070,0
0,2
-0,1

Мобилизационная подготовка экономики
450,0
0,1
500,0
0,06
-0,04

Исследование космоса
2976,3
0,5
3429,7
0,4
-0,1

Прочие расходы
-9532,4
-1,7
4913,5
0,6
2,3

Целевые бюджетные фонды
44038,3
7,7
60585,4
7,1
-0,6

Итого расходов
575046,6
100
855073,0
100
48,7

Специфика расходной части федерального бюджета
Как уже было сказано, при группировке расходных статей бюджета была использована функциональная классификация.
В федеральном бюджете наибольший удельный вес занимают расходы на вооружение (16,3 и 16,5% за 2001 и 2002 гг.), платежи по государственному долгу (29 и 25 %). Причем в расходах на национальную оборону лидирующее положение остается за расходами на содержание вооруженных сил. Большая часть платежей по государственному долгу идет на погашение внешнего долга РФ.
Анализ динамики расходных статей федерального бюджета говорит о том, что наблюдается определенная тенденция к снижению затрат на погашение государственного долга (на 4 %), увеличению затрат на СМИ (на 0,3%), также увеличилась такая статья расходов как финансовая помощь бюджетам других уровней (на 0,5%). В то же время снизились расходы целевых бюджетных фондов (на 0,6%). Остальные статьи расходов остались на прежнем уровне.
В целом за два года произошло увеличение как доходных частей федерального бюджета (с 473676,1 до797200,9 млн.руб, то есть на 323524,8 млн.руб.), так и расходных (с 575046,6 до 855073,2 млн.руб., то есть на 280026,6 млн.руб.).
На федеральном уровне в 2001 и в 2002 годах наблюдался значительный дефицит (101370,5 и 57872,1 млн.руб. соответственно), но заметна ощутимая тенденция к снижению его величины (примерно в два раза).
Проведя некоторый анализ структуры и динамики федерального бюджета, надо отметить, что в целом его структура может считаться удовлетворительной, тенденции благоприятными, а меры, предлагаемые участниками бюджетного процесса и проводимые для его улучшения – эффективными.
2. Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено что в бюджеты субъектов РФ в 2002 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
налога на прибыль (доход) предприятий и организаций – по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;
НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, – в размере 25 процентов доходов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, – в размере 50 процентов доходов;
акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, – в размере 100 процентов доходов;
лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с действующим законодательством;
подоходного налога с физических лиц – в размере 100 процентов доходов;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, – в размере 40 процентов доходов;
платежей за пользование природными ресурсами – по нормативам, установленным действующим законодательством;
платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами – в размере 60 процентов доходов;
лесного налога – в размере 100 процентов доходов;
платы за пользование водными объектами – в размере 60 процентов доходов;
налога с розничных продаж – в размере 100 процентов доходов;
прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов – каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).
Например, в Республике Татарстан основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, является Закон Республики Татарстан «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан» от 26.12.91
· 1366-XII. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения. Так, например, 15.02.94 был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и ряд конкретизирующих положения Договора соглашений, в том числе Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республики Татарстан.