Финансово – инвестиционная деятельность ЗАО

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблем инвестиционной политики 5
1.1. Сущность инвестиций и содержание инвестиционной политики 5
1.2. Проблемы инвестиционной политики в России 12

Глава 2. Финансово – инвестиционная деятельность ЗАО «Ресурс-мебель» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Ресурс-мебель» 24
2.2.Инвестиционная политика как объект государственного регулирования 37
2.3. Финансово – инвестиционная деятельность ЗАО «Ресурс-мебель» 47
2.4. Финансово – инвестиционная стратегия ЗАО «Ресурс-мебель» 60

Глава 3. Оценка инвестиционного проекта ЗАО «Ресурс-мебель» 70
3.1. Организация и разработка инвестиционного проекта 70
3.2. Оценка эффективности инвестиционного проекта и влияние на нее
факторов неопределенности и рисков 79

Выводы и предложения 86
Список литературы 90
Приложения

Введение

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент, на котором основывается экономическое развитие предприятий и организаций. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время после почти десятилетней парализованности экономики, когда прибыль предприятий была заблокирована «налоговым прессом», амортизация поглощена либерализацией цен, инфляцией и в количественном выражении недостаточна для возмещения изношенных и морально устаревших основных фондов.
В сложившихся экономических условиях инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Она представляет собой протяженный во времени процесс, в результате которого предприятия формируют свою инвестиционную политику, являющуюся важной частью ее стратегии. Именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
В настоящее время инвестиционная политика находится на стыке проблем стратегического управления, финансового менеджмента как процесса управления финансовыми ресурсами и непосредственного осуществления инвестиционной деятельности. Функционирование механизма регулирования инвестиционной политики не отвечает потребностям экономики, а именно, отсутствуют достаточные источники для государственного и частного инвестирования, неэффективно работают институты досудебной санации, налоговые льготы, амортизационная и кредитная политика.
Для этого необходимо использовать весь накопленный отечественный и зарубежный опыт в сфере инвестирования и выработать единые принципы, методы и инструменты инвестиционной политики, которые будут регулировать совокупность правовых норм и правил осуществления данной деятельности на территории РФ.
Таким образом, целью дипломной работы является изучение действующей в России финансово – инвестиционной деятельности и процесса формирования и реализации инвестиционной политики, выявление ее негативных моментов и возможных путей их устранения.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо рассмотреть следующие задачи:
инвестиционную политику предприятия и влияние на нее государственного регулирования;
финансово – инвестиционную деятельность предприятия;
финансово – инвестиционную стратегию предприятия;
организацию и разработку инвестиционного проекта;
оценку эффективности инвестиционного проекта и влияние на нее факторов неопределенности и риска.
В работе использованы различные приемы и методы, такие как общенаучные (абсолютно-логический анализ и синтез), экономико-статистические (сравнение, сводка, группировка, абсолютные средние и относительные величины), экономико-математические (цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы).
В качестве объекта исследования представлено предприятие ЗАО «Ресурс-мебель».
В качестве теоретических, методологических и информационных основ исследования выступают работы российских и зарубежных ученых, связанных с изучением теории и практики в области инвестиционной политики.

Глава 1. Теоретические основы проблем инвестиционной политики
1.1. Сущность инвестиций и содержание инвестиционной политики

В настоящее время развитие народного хозяйства России невозможно без активизации инвестиционной деятельности. Определяющую роль в этом процессе в условиях переходной экономики принадлежит государственному регулированию инвестиционной политики.
Инвестиционной политика
· это составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Она стимулирует и регулируют инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом.
Формирование инвестиционной политики в государстве происходит на основе законодательных актов, основными из которых являются:
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений», от 25.02.2000г.
· 39-ФЗ.
Изменения к федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений», от 02.01.2002г.
· 22-ФЗ.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 09.07.2000г.
· 160-ФЗ.
В настоящее время инвестиционная политика находится на стыке проблем стратегического управления, финансового менеджмента как процесса управления финансовыми ресурсами и непосредственного осуществления инвестиционной деятельности.
В целом вопросы и проблемы, касающиеся инвестиционной политики можно рассматривать с разных сторон. Многогранность данной категории требует определения понятия инвестиций.
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать. В более широкой трактовке он выражает вложения капитала с целью его дальнейшего возрастания. Прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль или достигается иной полезный эффект.
При различных трактовках инвестиций, как экономической категории необходимо учитывать, что:
не относятся к инвестициям вложения средств в товары (телевизор, автомобиль и т.д.), потребление которых не преследует цели получения прибыли;
понятие инвестиций и понятие капитальных вложений не идентичны, так как инвестиции рассматриваются как вложение капитала в воспроизводство основных средств, как производственного так и непроизводственного назначения, и в прирост оборотных активов, в различные финансовые институты и в отдельные виды внеоборотных активов. Следовательно, капитальные вложения являются более узким понятием и могут рассматриваться как одна из форм инвестиций, но не как аналог;
инвестирование капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах движимого и недвижимого имущества, в различных финансовых инструментах (ценные бумаги, НМА и т.п.).
Таким образом, под наиболее общей трактовкой инвестиций понимается вложение капитала с целью последующего его увеличения.
На макроэкономическом уровне инвестиции являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, ускорения НТП,
обеспечение конкурентоспособности продукции данной страны, структур перестройки экономики, развития здравоохранения, образования, культуры и решение других социальных проблем, охраны природной среды, конверсии военно-промышленного комплекса и т.д.
На микроэкономическом уровне инвестиции переходят в понятие пополнения основных и оборотных средств. Любому предприятию необходимы дополнительные капитальные вложения для расширения и развития производства, увеличения основных и оборотных средств, недопущение морального и физического износа основных средств, повышения качества и конкурентоспособности продукции, осуществление природоохранных мероприятий и т.д.
Для учета, анализа и планирования инвестиций их классифицируют по отдельным признакам (рисунок 1).
Предложенная классификация не является исчерпывающей, так как в зависимости от конкретных задач могут быть использованы и другие классификационные признаки.
Согласно первому классификационному признаку к реальным инвестиция относят – капитальные вложения в производственный основной капитал, в объекты хозяйственной деятельности (новое строительство производственных объектов, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий и т.п.).
Финансовые инвестиции (портфельные инвестиции) выражают вложения капитала в финансовые активы, включающие все виды платежных и финансовых обязательств, а именно вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Как отмечает Уильям Ф. Шарп [51]: «в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями».

Рис. 1 Классификация инвестиций

По источникам финансирования инвестиции подразделяются на собственные и привлеченные, а по формам собственности на российские, иностранные и совместные. Согласно Российскому статистическому ежегоднику структура инвестиций в экономику России по источникам финансирования и формам собственности представлена в таблицах 1,2.
Таблица 1
Структура инвестиций РФ в основной капитал по источникам финансирования

Показатели
Годы

1995
1996
1998
1999
2000
2001
2002

Инвестиции в основной капитал, всего
В т.ч. по источникам финансирования:
собственные средства:
из них прибыль оставшаяся в распоряжении организации
– привлеченные средства:
из них бюджетные средства в т.ч.
* Федеральный бюджет
* Бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов
100,0

49,0
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Таким образом, можно сделать вывод, что главными инвесторами являются сами предприятия, на долю финансирования которых, в 2002г. приходится 44,2% собственных средств из них 25,6% прибыли. Однако, по сравнению с 1995г. собственные средства предприятия сократились на 4,8% и прослеживается тенденция к дальнейшему их снижению. Это объясняется значительным сокращением амортизационных отчислений, в следствии чрезмерной изношенности производственных фондов.
По расчетам С. Глазьева [27], «начисляемая в промышленности амортизация вдвое ниже уровня, необходимого для простого возмещения выбытия основных фондов. Поэтому для обеспечения хотя бы простого воспроизводства объем инвестиций должен быть увеличен в 2,4-3 раза. Иначе через два-три года произойдет массовое выбытие производственных фондов на 25%, а к 2006г.
· на 50%».
Доля государственных источников финансирования за период с 1995-2002г. значительно не изменилась. Однако, инвестиции за счет федерального бюджета, составляющие в 1995г. 10,1%, в 2002г. составили 5,6%, т.е. с 1995г. по 2002г. произошло сокращение на 5,5%, а инвестиции за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за анализируемый период увеличились на 5,5% и составили в 1995г.
· 10,3%, а в 2002г.
· 15,8%. Такое перераспределение инвестиционных ресурсов можно объяснить появление в середине 90-х годов различных законодательных и юридических актов в рамках регионов.
По данным Минэкономики России, к середине 2000г. 69 регионов приняли различные нормативные и юридические акты, на поощрение инвестиций, касающиеся создания зон наибольшего благоприятствования, предоставления налоговых льгот, оказания кредитной поддержки строительства, выделения земли, развития лизинговой деятельности и т.п.
Таблица 2 . Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности

Показатели
Годы

1995
1996
1998
1999
2000
2001
2002

Инвестиции в основной капитал, всего
В т.ч. по формам собственности:
– Российская из неё:
Государственная
Муниципальная
Частная
Общественных объединений
Смешанная российская
Иностранная
Совместная
100,0

97,3
31,3
6,3
13,4
0,1
46,2

2,7
100,0

97,0
27,1
5,3
16,0
0,1
48,5

3,0
100,0

95,7
24,5
5,4
22,7
0,1
43,0
1,2
3,1
100,0

93,1
22,9
5,2
30,0
0,1
34,9
2,5
4,4
100,0

88,7
22,8
4,7
24,4
0,1
36,7
3,5
7,8
100,0

88,6
23,1
4,5
31,2
0,1
29,7
1,5
9,9
100,0

88,3
22,8
4,3
32,2
0,1
28,9
1,6
10,1

При вложении инвестиций в основной капитал по формам собственности прослеживается тенденция к снижению доли государственных инвестиций, это объясняется высокой капиталоемкостью нашей экономики, низкой оборачиваемостью капитала и замедленным реагированием на рыночные импульсы, которые направлены в сферы экономики с наибольшим эффектом и наименьшим временным лагом. Также в связи с проводимой правительством политикой с 1998 года разрешено привлечение иностранных инвестиций путем предоставления иностранными инвесторами займов, кредитов, имущества и имущественных прав, а также создания полностью или частично принадлежащих иностранным инвесторам предприятий, филиалов и представительств. В настоящее время иностранным инвестициям отводится только второстепенная роль из-за небольшого объема и низкой мобильности. Это объяснятся тем, что иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию.
Классификация форм и видов инвестиций позволяет сформировать инвестиционные проблемы страны, регионов и отдельных предприятий, выявить субъектов, которыми в России являются инвесторы, заказчики проектов, подрядчики, пользователи объектов, граждане, негосударственные финансовые посредники.

1.2. Проблемы инвестиционной политики в России

Проблемы инвестиционной политики многие авторы рассматривают с разных позиций, в частности Водянов А. выделяет два уровня [24]: «первый, как проблемы экономической политики государства, второй, как проблемы предприятия, направленные на выработку решений обеспечивающих выживание предприятия в сложной рыночной среде, на достижение им финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития». Однако, следует учитывать, что прежде, чем решать проблемы инвестиционной политики на уровне предприятий, необходимо выработать определенный ее каркас на государственном уровне.
Во все времена в различных странах разрабатывались свои модели инвестиционной политики, каждая из которых характеризовалась определенными целями и задачами. Совершенной считалась та модель инвестиционной политики, которая обеспечивала прогнозируемость развития страны, способствуя повышению эффективности экономики и позволяла решать стоящие перед государством конкретные социально экономические и политические задачи в определенные сроки.
Так, в России до распада СССР существовала планово-распределительная модель инвестиционной политики. По мере роста масштабов производства, дифференциации отраслей, разрастания номенклатуры выпускаемой продукции к середине 70-х годов Госплан оказался не в состоянии планировать выпуск продукции в натуральном выражении, в связи с этим продукцию стали планировать в стоимостных объемах, причем сбыт продукции был гарантирован по любой завышенной цене. В итоге сформировался беспрецедентный в истории механизм расточительности факторов производства и инвестиционных ресурсов. Чем больше ресурсов затрачивали предприятия на производство, тем больше получали они за это денег в виде выручки от реализации и соответственно большую зарплату и премии. Как утверждает Н.В. Игошин [32]: «принципиально недопустимо планировать объемные стоимостные показатели в любом виде и форме. Дело в том, что стоимостной объемный показатель нацелен на оценку результатов производства с позиции его эффективности только в том случае, если получен на основе реализации продукции на рынке по рыночной цене, когда у покупателя есть возможность отказаться от покупки одного товара и взамен его купить товар у другого поставщика по другой цене. Как только появляется такая возможность, появляется и воздействие рынка на формирование отраслевых пропорций воспроизводства, происходит перелив капитала».
Однако, советское руководство не пожелало отказаться от власти в инвестиционной сфере и не пошло на создание условий конкуренции и рыночного выбора. В результате чего инвестиционная политика в практике советского хозяйствования стала ориентироваться не на реальный конечный результат (например, введенный в эксплуатацию объект возможно более высокого уровня и качества, с возможными меньшими затратами и возможно в более короткие сроки), а на объемные стоимостные показатели. В итоге нарастали объемы незавершенного строительства, омертвлялись колоссальные инвестиционные ресурсы, тормозился научно-технический прогресс и отставало обновление основных фондов.
Опыт экономических реформ в СССР в период с 1965 по 1991гг., когда планово-распределительный механизм хозяйствования пытались дополнить рыночным механизмом оказался неудачным. Однако это не означает принципиальной несовместимости двух полярных механизмов хозяйствования в один интегрированный хозяйственный механизм. Как известно, именно такое совмещение было успешно осуществлено в экономически развитых странах мира, как, например, США, Германии и Японии.
В результате проводимых реформ в области инвестиционной политики советское руководство привело экономику страны к концу 80-х гг. к некоторым глобальным кризисам. Народное хозяйство во многих областях развивалось экстенсивными методами, делалась ставка на развитие отраслей тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса. Были крупные недостатки в микроэкономике. В основном звене производства предприятия не решали проблем повышения качества продукции и ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, ресурсо-сбережения и охраны окружающей среды, падала мотивация труда и трудовая дисциплина. Все это привело к снижению экономического роста производства. Но между тем и в 1985, и в 1990 гг. советская система имела внутренние силы, чтобы обеспечить выход из создавшегося положения и не доводить до кризиса. Однако, воспользоваться этими возможностями не захотели новые руководители нового государства.
Распад в начале 90-х годов СССР и образования России привел к координальным изменениям в области инвестиционной политики. С января 1992 года началась либерализация цен в надежде, что тем самым будет создан рынок: цены стабилизируются, спад производства прекратиться.
Однако, ни одна из поставленных целей не было достигнута. Как отмечает Сидоров М. [49]:
·В связи с либерализацией цен и усилением налогового пресса ситуация в инвестиционной сфере ухудшилась. Оптовые цены предприятия в 1993г. повысились по сравнению с 1991г. в 20 раз. Наблюдается значительный рост цен на инвестиционные товары: продукты машиностроения
· в 18 раз, строительные материалы
· в 17 раз, лес и пиломатериалы
· в 16 раз. Уровень цен капитальных вложений возрос I квартале 1993 г. по сравнению с уровнем, принятым при переходе к сметным ценам и веденным с 1 января 1991г., в 70 раз. Возникла острая проблема с амортизационными начислениями, которые в 1992 г. составляли до 30% общего объема капитальных вложений. После либерализации цен амортизационные начисления стали недостаточными для осуществления простого воспроизводства основных фондов. Так, к концу 1993г. доля амортизационных отчислений в себестоимости промышленной продукции по сравнению с 1991г. снизилась в 3,6 раза и составила 0,84% в целом по промышленности; 0,47% – в черной металлургии; 0,50% – в цветной металлургии; 1,10% – в машиностроении».
Отрицательные действия проводимой политики государства сказались на сокращении денежной массы в стране, и на обесценении инвестиционных ресурсов предприятий. Что сразу же потребовало эквивалентной переоценки основных фондов и индексации оборотных средств предприятий.
Таким образом, проводя данную программу, в области инвестиционной политики в России в 90-х гг. кризис проявился в:
резком спаде объемов инвестиций во всех отраслях народного хозяйства;
инфляции, обесценивающей собственные источники инвестирования предприятия и фирм, повышенной степени риска и подавлении стимулов к накоплению капитала и финансированию долгосрочных проектов;
разрушении основных фондов и производственного потенциала, престижных технологий;
низкой конкурентоспособности корпоративных ценных бумаг на финансовых рынках;
неконкурентоспособности самого инвестиционного комплекса: как строительства, так и отечественного производственного оборудования.
Создавая в начале 90-х гг. рыночную модель инвестиционной политики «новое руководство» провозгласило принцип её радикальной децентрализации. Министерство экономики России с 1995г. регулярно проводило методические семинары и совещания с субъектами РФ, призванные помочь им в разработке программ привлечения российских и иностранных капиталовложений с учетом местных условий и опыта отечественного и международного инвестиционного сотрудничества.
Формирование инвестиционной политики регионов происходило в весьма различных стартовых условиях при дифференциации уровней развития и обеспеченности факторами производства, разной производственной специализацией и т.п. Неодинаковыми были и пути преодоления инвестиционных трудностей, таких как, например, передача социальных расходов с федерального на региональные бюджеты, расщепление налогов. Однако, не смотря на все проблемы, стоявшие перед регионами по данным Минэкономики России, к 2000г. только 69 регионов приняли юридические акты, направленные на поощрение и стимулирование инвестиций. Все это сказалось на объеме инвестиций в основной капитал по различным регионам, динамику которых проследим по данным таблицы 3.
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал по регионам российской федерации, млрд.руб.
Показатели
Годы

1995
1996
1998
1999
2000
2001
2002

Московская область
Красноярский край
Московская область
Новгородская область
Пермская область
Республика Коми
Свердловская область
Хабаровский край
589
2419
4628
257
2164
563
3071
869
1346
7075
10913
728
5295
1261
8395
1974
1838
10970
13440
1472
7930
1290
12209
2985
1735
10742
14151
1159
8508
1240
14120
3147
2165
8290
20814
1732
7703
1307
12001
3149
3329
12607
37126
4062
15103
2875
17076
5791
4375
23976
54996
5016
25483
6394
25004
10013

Анализ инвестиций в основной капитал по регионам России выявляет, что в целом объем инвестиций в 2002г. по сравнению с 1995г. увеличился, однако, остаются проблемными регионы в направлении северо-запада и юго-востока страны. Эта проблема сохранится и будет усугубляться при отсутствии действенной государственной региональной инвестиционной политики.
На примере Московской области проанализируем уровень инвестиционной политики данного региона, и выявим долю средств, поступающих за счет различных источников финансирования (таблица 4).
Таблица 4
Инвестиционная деятельность Московской области
Показатели
Годы

1995
1996
1998
1999
2000
2001
2002

Инвестиции в основной капитал, в %
0,5
0,5
0,5
0,5
0,4
0,4
0,3

Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, в %

14,0

14,3

14,5

15,1

17,9

16,3

16,1

Инвестиции от иностранных инвесторов, млн. дол. США
0,8

0,8
0,9
1,0
5,2

14,7

3,8

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, в %
1,0
1,0
1,0
1,0
0,8
0,7
0,7

Инвестиции в основной капитал подразумевают разделение инвестиций по отраслям, производящим товары и отраслям оказывающим рыночные и нерыночные услуги. Структура инвестиций в основной капитал по группам отраслей, находящихся на территории Московской области, согласно данным Госкомстата России по Московской области [33] приведена на рисунке 2.