Налогооблажение физических лиц

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание и значение налогов с физических лиц
1.1. Экономическая сущность налогов с физических лиц и роль в формировании доходной части бюджета
1.2. Развитие налогообложения физических лиц
Глава 2. Особенности налогообложения физических лиц в РФ
2.1. Налог на доходы физических лиц
2.2. Имущественные налоги
2.3. Другие налоги с физических лиц
2.4. Сравнения налогообложения физических лиц в РФ и за рубежом
Глава 3. Практика исчисления и взимания налогов с физических лип.
3.1 Имущественные налоги с физических лиц
3.2 Совершенствование и пути реформирования налогообложения физических лиц в РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления.
Согласно статьи 18 Гражданского кодекса РФ «граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах», что влечет за собой возникновение обязанности по исчислению и уплате рядя налогов, предусмотренных законодательством РФ.
В Российской Федерации существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве 90-х гг. эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином – физические лица.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальной, с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками.
Объектом исследования послужила существующая практика налогообложения и работа налоговых органов.
При написании данной работы были использованы Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Законы Российской Федерации по налогообложению физических лиц, Инструкции МНС РФ, другие нормативные акты, учебники и учебные пособия, статьи из экономической литературы и статистические данные.

Глава 1. Содержание и значение налогов с физических лиц
1.1. Экономическая сущность налогов с физических лиц и роль в формировании доходной части бюджета
Физические лица являются плательщиками следующих видов налогов и сборов:
налог на доходы физических лиц,
государственная пошлина,
налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,
таможенная пошлина,
налог на имущество физических лиц,
земельный налог,
регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и другие сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Остановимся на основных налогах и сборах, исчисление и уплата которых вызывает у налогоплательщиков наибольшие затруднения.
Налогообложение физических лиц в части налога на доходы регулируется Налоговым Кодексом РФ главой 23 Налог на доходы физических лиц, которая была введена в действие с 1 января 2001 года. Таким образом, налог на доходы физических лиц заменил собой подоходный налог.
В отношении имущественных налогов в последнее время особых и кардинальных перемен не наблюдалось. Так нормативной базой по данному налогу является Закон РФ от 9 декабря 1991 года
· 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в ред. ФЗ
· 168-ФЗ от 17 июля 1999 года и Инструкция от 2 ноября 1999 года
· 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». По налогу на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения следует руководствоваться Законом РФ от 12 декабря 1991 года
· 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» в редакции Федерального закона от 27 января 1995 года
· 10-ФЗ и Инструкцией от 30 мая 1995 года
· 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».
Изменить налогообложение физических лиц, государство способно с помощью ставок, порядка расчета налогооблагаемой базы, налоговых льгот и санкций. [18 , c.15]
Налог на прибыль играет существенную роль в экономике и финансах любого государства.
В экономике государства налоговые платежи, в частности налоги с физических лиц, выполняют ряд функций.
Первая и основная функция состоит в том, что налоговые платежи являются источники средств для формирования доходной части государственного бюджета, т.е. имея эти средства государство располагает возможностью осуществлять необходимую экономическую политику, обеспечивая реструктуризацию отраслей, конверсию и другие направления.
Вторая функция заключается в обеспечении социальной защиты тех категорий населения, которые нуждаются в ней. От уровня собираемости налогов во многом зависит выполнение государством намеченных социальных программ.
Таким образом, налоги в общем смысле олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций
· социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др.
Наряду с налогом на прибыль, НДС и акцизами налог на доходы физических лиц является одним из первостепенных составляющих доходной части бюджета.
Подоходный налог с физических лиц составил за 1992 год 8,45 % поступлений в бюджетную систему России, составив за год 2,39 % ВВП. При этом его сбор отличался высокой стабильностью.
Наибольший рост подоходного налога был отмечен накануне летних отпусков и в конце года (2,30% ВВП и 3,43% ВВП, соответственно), что было связано с разного рода единовременными выплатами. Эластичность подоходного налога по ВВП в 1992 году была близка к единице, что объясняется близкими темпами роста заработной платы и ВВП, а также линейной шкалой налога, взимаемого у источника для большей части населения. По сравнению с 1991 годом в связи с увеличением необлагаемого минимума денежных доходов налоговое изъятие уменьшилось с 12% до 8% фонда оплаты труда. В конце года отмечается рост всех рассматриваемых показателей. По нашей оценке, эффективная ставка подоходного налога, которая подсчитывалась как отношение налога к денежным доходам населения, в 1992 году колебалась вокруг 6,5%.
За 1993 год подоходный налог составил 11,01% от поступлений в бюджет, что соответствует примерно 3% ВВП.
За 1994 год поступления подоходного налога составили 11,48 % от всех налоговых поступлений, или около 3% ВВП. Некоторый рост объемов поступлений подоходного налога с физических лиц вызван соответствующей динамикой денежных доходов населения. Кроме того, в начале года поступал подоходный налог, пересчитанный на основе представленных в налоговые инспекции деклараций о доходах за предыдущий год с учетом новой шкалы налогообложения.(по выделенному куску построить график)
Эффективная ставка подоходного налога в 1994 году несколько снизилась по сравнению с предыдущими годами и колебалась от 4,3% в январе, до 5,6% в декабре.
Сравнивая динамику подоходного налога за 1995 год с 1994 годом можно отметить уменьшение доли подоходного налога как в долях ВВП, так и в долях налоговых поступлений. Так, за 1994 год подоходный налог составил 2,8% ВВП или 11,5% от всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет против 2,3% ВВП и 9,7%, соответственно, за 6 месяцев 1995 года. Однако при сравнении динамики налога следует опираться не на годовые данные, а на данные за первое полугодие 1994 года. В противном случае можно преувеличить величину отмеченного падения вследствие того, что подоходный налог уплачивается с накопленного дохода с вычетом ранее удержанной суммы. Вполне естественно, что при прочих равных условиях, поступления во втором полугодии окажутся больше, чем в первом. По сравнению с первым полугодием 1994 года поступление подоходного налога уменьшились с 2,5% до 2,3% ВВП и с 11,4% до 9,4% от налоговых доходов бюджета. Данное уменьшение может быть объяснено как ростом доли минимальной оплаты труда, к которой привязано большинство льгот по подоходному налогу, так и тем, что была изменена шкала налогообложения. Так, если в течение всего 1994 года прогрессивность шкалы налога начиналась с 5 млн. руб., то в 1995 году эта сумма была увеличена вдвое. Это изменение было введено в конце 1994 года и подоходный налог подлежал перерасчету по итогам года.
Кроме того, на падение поступлений подоходного налога оказало влияние снижение реальных денежных доходов населения по сравнению с 1994 годом. В мае, июне, июле 1995 года этот показатель составлял лишь 97%, 89% и 85,6% от соответствующего показателя 1994 года. Негативное влияние продолжала оказывать и продолжающаяся практика уклонения от уплаты подоходного налога различными путями, рассмотренными выше.
Во втором полугодии 1995 года поступления подоходного налога незначительно сократились до 2,2% ВВП. В целом же за 1995 год, поступление подоходного налога установилось на уровне 2,3% ВВП, что составило 10,1% от общей величины налоговых поступлений консолидированного бюджета.
В 1996 году изменения в шкале подоходного налога привели к тому, что поступления подоходного налога несколько выросли и к концу июля составляли уже 2,6% ВВП (13,1% налоговых поступлений). Аналогичный уровень подоходного налога был зафиксирован и по итогам года. Рост поступлений подоходного налога был зафиксирован и в 1997 году. В среднем их уровень составил 2,6% ВВП, а концу года достиг 2,9% ВВП, что составляет примерно 13% налоговых поступлений в консолидированный бюджет. В 1998 году динамика поступлений подоходного налога была подвержена спаду и среднегодовой уровень поступлений был равен 2,5% ВВП.[11, c.20]
Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части консолидированного бюджета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей сумме налоговых поступлений в бюджет составлял в 1999 году 13,2 %, в 2000 году – 12,1 % и за 2001 год – 13,1 %. Таким образом, он стабильно занимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в большей степени, местных бюджетов.
Стабилен и темп роста поступлений этих сумм в бюджет. Так, в вышеуказанные годы темп роста составил 161,4, 148,8 и 149,2 %, а в абсолютных суммах – 116,5 млрд руб., 174,2 млрд руб. и 255,5 млрд руб.
Для наглядности представим динамику изменения поступления налога на доходы физических лиц в доходную часть консолидированного бюджета и в ВВП, в процентном соотношении.

Часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами
· региональными (субъектов РФ) и местными. Так, федеральный налог с наследуемого и даруемого имущества имеет статус закрепленного доходного источника, т.е. все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другой федеральный налог
· налог на доходы физических лиц
· является регулирующим доходным источником. Доходы по этому налогу используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты. И наконец, поступления по налогу на имущество физических лиц (местный налог) аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения.

1.2. Развитие налогообложения физических лиц

Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства – крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была дань.
После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV – начало XVI вв.): введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины).
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку – плате крестьян за пользование землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности.
В 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог (на зажиточных людей). 21. 11. 1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей – это эхо прошедшей войны.
В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году – к моменту развала СССР.
В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года. Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода. Техника взимания налога сохранялась практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов.
Взимание подоходного налога производилось у источника. Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на: заработную плату; авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, занимающихся кустарно – ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы.[15 , c.201]
Заработная плата рабочих и служащих по месту основной работы, а также заработки граждан, приравненных к ним подлежали налогообложению по совокупному доходу, включающему: основную заработную плату, выплаты за сверхурочную и сдельную работу, премии, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и т. д. Налог уплачивался ежемесячно по месту основной работы. Для этой категории налогоплательщиков действовал необлагаемый минимум в 70 руб. (редакция Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1983 года). Размер подоходного налога понижался на 30% для лиц, имеющих на иждивении 4 и более человек. Налог взимался по прогрессивным ставкам. С дохода от 92 до 100 руб. взимался налог в размере 7,12 руб. плюс 12% с суммы свыше 92 руб. Максимальная ставка 13% применялась к доходам свыше 100 руб.
К доходам граждан, полученным не по месту основной работы, применялся тот же порядок, что и для вышеперечисленных групп, но необлагаемый минимум при этом не устанавливался.(по выделенномму построить табл) По каким цифрам здесь делать таблицу ???
Налогообложение доходов до 3000 руб. в год граждан, занимающихся кустарно-ремесленным промыслом, осуществлялось по ставкам, применяемым при налогообложении заработной платы рабочих и служащих по месту основной работы. При этом учитывалась годовая сумма дохода. С доходов свыше 3000 руб. уплачивались более высокие ставки; применялся необлагаемый минимум в 840 руб. в год. Льгота на иждивенцев не предоставлялась.
С остальных доходов подоходный налог взимался по ставкам, которые изменялись от 10% – 15% до 69% – 81% исходя из годового дохода за прошлый год. Облагаемым доходом считалась разница между доходами и расходами, связанными с извлечением этого дохода. Налог уплачивался четыре раза в год на основе деклараций или сведений, предоставленных финансовым органам предприятиями, организациями выплатившими эти доходы.
От подоходного налога освобождались солдаты срочной службы по всем видам денежного довольствия, члены колхозов – по доходам от колхозов, пенсионеры и некоторые категории инвалидов.[10, c.77]
В налогооблагаемый доход не включались: выигрыши по облигациям, лотереям; проценты по вкладам в сбербанк и страховые выплаты; государственные пособия многодетным и малообеспеченным семьям, алименты и материальная помощь; суммы от продажи имущества; суммы, полученные в порядке наследования, дарения.
Закон СССР о подоходном налоге с граждан, принятый в апреле 1990 года, был введен в действие с 1 июля 1990 года.
Наиболее крупная группа налогоплательщиков – это лица, получающие заработки за работу по найму (под ним понималось выполнение работ на основе заключенного договора с предприятиями или отдельными гражданами, если при этом уплачивались взносы на социальное страхование) и приравненные к ним доходы. Она включала: рабочих и служащих, членов производственных кооперативов (кроме колхозов) и лиц, работающих в них по трудовым договорам, работников совместных предприятий с участием иностранного капитала.
Закон РСФСР о порядке применения союзного закона о подоходном налоге с граждан в значительной мере преодолел дискриминационный характер союзного законодательства по отношению к гражданам, занятым в различных по характеру собственности секторах экономики (индивидуальная трудовая деятельность, кооперация и т.п.), а также несколько снизил прогрессивность налогообложения. Был повышен необлагаемый минимум дохода, а предельная ставка на высокие доходы вместо 60% была зафиксирована на уровне 50%.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году.
В отношении налогообложения физических лиц был издан закон «О подоходном налоге с физических лиц» который действовал до 2001 года и был отменен в связи с введением Главы 23 «Налог на доходы физических лиц», которая действует и до настоящего времени.
Глава 2. Особенности налогообложения физических лиц в РФ
2.1. Налог на доходы физических лиц
После введения в действие Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ главы 23 Налог на доходы физических лиц Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года утратило силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц, и этот налог исчезает из налоговой системы Российской Федерации.
Изменения, внесенные в налогообложение физических лиц, коснулись не только названия налога, но и элементов налога (ставки, льготы, объекты налогообложения). Налог на доходы физических лиц во многом отличается по структуре и принципам налогообложения от ранее существовавшего подоходного налога.
Статус налогоплательщика определен ст. 207 НК РФ. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Иными словами, с введением в действие с 1 января 2001 года части второй НК РФ круг плательщиков налога на доходы физических лиц остался тот же самый, что и для уплаты подоходного налога с физических лиц, то есть это физические лица, получившие доход, независимо от возраста и гражданства.
Статья 11 НК РФ определяет, что налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней, поэтому нерезидентами считаются те физические лица, которые находились на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году.
Разделение налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов является общепринятой мировой практикой для установления разных режимов налогообложения их доходов. Так, налоговые резиденты Российской Федерации уплачивают налог со всех доходов, полученных ими в налоговом периоде, как от источников в Российской Федерации, так и от находящихся за ее пределами, а нерезиденты – только по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Физические лица, состоящие в трудовых отношениях с организациями, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, занимающимися частной практикой в Российской Федерации, при указании в трудовых договорах (контрактах) о продолжении этих отношений в данном календарном году на срок свыше 183 дней являются налоговыми резидентами Российской Федерации. Резидентство устанавливается ежегодно и применяется с начала года.
Для целей определения объекта налогообложения у резидентов и нерезидентов в ст. 208 НК РФ определен перечень доходов физических лиц, получаемых от источников в Российской Федерации и за рубежом, и обозначены четкие критерии, отражающие виды этих доходов.
Перечень доходов от источников в Российской Федерации и доходов от источников за пределами Российской Федерации представлен в первых трех пунктах ст. 208 НК РФ.
Пункт 1 ст. 208 НК РФ содержит открытый перечень доходов от источников в Российской Федерации:
– вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
К вознаграждениям за выполнение трудовых или иных обязанностей, за выполненную работу или оказанную услугу, за совершение действия или бездействие в Российской Федерации относятся следующие виды доходов:
– доходы, полученные за выполнение трудовых обязанностей, – заработная плата, премии и др.;
– вознаграждения, полученные в качестве оплаты за выполненные работы, оказанные услуги, действия (или бездействие) по гражданско-правовым договорам. При этом главным критерием является то, что работы, услуги, действия должны совершаться налогоплательщиком на территории Российской Федерации;
– пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
– дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также дивиденды и проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и/или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
– страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав.[12 , c.88]
К доходам, полученным от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, согласно действующему гражданскому законодательству относятся доходы, получаемые от следующих объектов:
– объекты авторских прав, под которыми понимаются результаты творческой деятельности граждан, существующие в определенной форме, в сфере науки, культуры, искусства, регулируемые ст. 6 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;
– объекты промышленной собственности, под которыми подразумеваются промышленные образцы, изобретения, полезные модели, права на которые подтверждены патентами и свидетельствами в соответствии со ст. 3 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года;
– программы для ЭВМ и базы данных, а также технологии интегральных микросхем, регулируемые Законами РФ от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и от 23.09.