Налоговая система- формы налогообложения

Содержание

Введение

1. Сущность, функции и принципы налогообложения

2. Структура налоговой системы Российской Федерации

3. Характеристика основных налоговых платежей и отчислений, уплачиваемых предприятиями
3.1. Налог на прибыль предприятий
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.3. Акцизы
3.4. Налог на имущество
3.5. Налог с продаж

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги – наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления.
Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Существует несколько групп основных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве: политические – развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством; экономические – развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики; правовые – появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения и многое другое.
Целью написания данной работы является исследование экономических основ и перспектив развития налогообложения юридических лиц в Российской Федерации.
Основными задачами написания работы являются:
раскрыть принципы налогообложения юридических лиц в Российской федерации;
рассмотреть существующие виды налогов и сборов уплачиваемых юридическими лицами.
Предметом исследования являются экономические отношения между государством (в лице Министерства налогов и сборов РФ) и юридическими лицами (субъектами хозяйствования) по поводу уплаты налогов и сборов.
Объектом исследования послужила существующая практика налогообложения и работа налоговых органов в части исчисления и уплаты налогов и сборов юридических лиц.
При написании данной работы были использованы Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Законы Российской Федерации по налогообложению юридических лиц, Инструкции МНС РФ, другие нормативные акты, учебники и учебные пособия, статьи из экономической литературы и статистические данные.

1. Сущность, функции и принципы налогообложения

Закон Российской Федерации
·Об основах налоговой системы в Российской Федерации
· определяет общие принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Закон также определяет круг налогоплательщиков:
·Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги
·.
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции:
Регулирующая.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.Изменяя налоговые ставки, льготы, штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.
Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Фискальная
Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Процесс установления налогов представляет собой введение платежей в пределах определенной территории с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты, предоставляемых льгот по налогу. Процесс установления налогов предполагает использование определенного механизма налогообложения, элементами которого являются ставки налога, сроки уплаты налога, объекты налогообложения, субъекты налогообложения, льготы и т.д.
Поскольку по своему экономическому содержанию налогообложение связано с процессом воспроизводства, с выполнением государством его экономических функций, с реализацией политики, направленной на регулирование экономических пропорций, постольку процесс налогообложения не может осуществляться произвольно. Он также регулируется государством. Практика налогообложения, исчисляемая столетиями, выработала систему фундаментальных принципов построения налоговой системы, некоторые из которых впервые были сформулированы еще в прошлом веке:
– принцип равномерности обложения, который предполагает, чтобы граждане государства принимали материальное участие в расходах государства соразмерно своим доходам. Часто данное правило называют принципом справедливости, предполагающим более жесткое обложение для лиц с высокими доходами и щадящее – для социально слабо защищенных категорий граждан;
– принцип определенности, означающий необходимость четкого определения размера налога и соответственно исключающий его произвольный характер. Плательщику должны быть точно известны время, способ и сумма платежа;
– налоговый платеж должен быть приурочен ко времени получения дохода.
Кроме этих классических правил налогообложения с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых к нему как со стороны государства, так и со стороны плательщиков налога. Эти требования нашли отражение в новых общих принципах налогообложения, соблюдение которых считается обязательным. К таким принципам можно отнести:
– принцип универсализации или всеобщности налогообложения, который означает необходимость
– одинакового подхода к исчислению величины налога, независимо от источника полученного дохода;
– принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
– стабильность и устойчивость ставок налогообложения в течение длительного времени. Реализация этого принципа играет стимулирующую роль;
– принцип оптимальности налоговых изъятий, предполагающий такую долю изъятий в виде налога, которая позволяет плательщику налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие.
Предельная граница ставок зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку налогообложения в 50% дохода;
– принцип дифференциации налоговых ставок в зависимости от уровня доходов.
Целью дифференциации налоговых ставок являются: социальная защита малоимущих граждан, стимулирование развития реального сектора, повышение эффективности налогообложения. При реализации данного принципа необходимо иметь в виду, что дифференциация не должна доводиться до индивидуализации ставок налога, поскольку такой подход снижает стимулирующую роль налога;
– использование системы налоговых льгот, стимулирующих процессы развития и реализующих принцип социальной справедливости;
– разделение налогов по уровням государственного управления (федерального, субъектов Федерации, местные).
2. Структура налоговой системы Российской Федерации
Законом
·Об основах налоговой системы в Российской Федерации
· впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные (схемы налоговых платежей и система налогообложения представлена в приложениях 1 и 2).
Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
к) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.
Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах “а”-“ж” и “р” зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах “к” и “л” являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах
·н
· –
·п
· зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом . Федеральные налоги ( в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте
·с
· зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации об этом налоге.
Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:
а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
б) местный доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги, указанные в подпунктах
·а
·,
·б
· и
·в
· , устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории.