НДС и его место в налоговой системе и формировании бюджета

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Роль налога на добавленную стоимость в формировании федерального
бюджета 5
2. Значение налога на добавленную стоимость для предприятий 9
3. Этапы развития налогообложения налога на добавленную стоимость в экономике России 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение

В период перехода к рыночным отношениям в процессе формирования налоговой системы в России была осуществлена замена налога с оборота и налога с продаж на налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, а также проведена модернизация действовавшего налога на прибыль.
В настоящее время НДС – один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.
Как известно, НДС является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Таким образом, проблематика настоящей работы прежде всего связана со сложностью и неоднозначностью трактования действующего законодательства по НДС. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моего исследования.
Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ к товарам (работам, услугам), реализация которых в 2003 году подлежала налогообложению по ставке 20%, с 1 января 2004 г. применяется ставка налога, равная 18%. оответственно, изменилась и одна из расчетных ставок НДС, предусмотренных п.4 ст.164 НК РФ, то есть расчетная ставка стала 18/118 вместо 20/120.
Остановимся более подробно на исчислении налога на добавленную стоимость, как объекте исследования данной работы.
С принятием отдельных глав части второй Налогового кодекса РФ начался второй этап реформирования налоговой системы. До окончания налоговых реформ постоянно будут возникать так называемые проблемы переходного периода.
Так с принятием главы 21 «Налога на добавленную стоимость» при исчислении НДС необходимо учитывать следующие положения.
Во-первых, отдельные положения данной главы вступили в силу в специальном порядке (в более поздние сроки).
Во-вторых, отдельные положения Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», в части применения некоторых льгот, временно сохраняют свое действие.
В-третьих, в самой главе 21 «Налог на добавленную стоимость» предусмотрены временные нормы, которые применялись только до определенной даты, а с 2004 года вступили в силу изменения, согласно которым ставка налога снижена по тем товарам и работам, на которые она составляла 20%, до 18%.
Таким образом, при исчислении НДС в переходный период необходимо учитывать специальные сроки вступления в силу отдельных положений принятой главы, а также действие временных норм.
При написании работы были изучены и использованы основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС в РФ, подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах.

1. Роль налога на добавленную стоимость в формировании федерального бюджета

В Российской Федерации совершенствование государственного бюджетного устройства идет в сложных условиях экономического спада, инфляции и дефицита. Государственные финансы находятся в кризисном состоянии, равновесие между доходами и расходами госбюджета отсутствует, да и ставить такую задачу в краткосрочном периоде было бы нереально. Более реальным является поиск путей замедления, а затем и сокращения бюджетного дефицита, и прежде всего за счет расходной его части.
Ведется работа по совершенствованию налоговой системы. Главный упор делается на косвенные, а не прямые налоги и целью в перспективе видится приближение к состоянию макроэкономического равновесия при достижении микроэкономической эффективности.
Все налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в Налоговом кодексе:
федеральные (на уровне РФ);
региональные (на уровне субъекта РФ);
местные (на уровне органа местного самоуправления).
Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Одним из таких налогов является налог на добавленную стоимость.
В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой – добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС1 :
R * ( V + M ),
где R – ставка НДС;
V – величина заработной платы;
M – величина получаемой прибыли;
R * V + R * M;
R * ( O – I ), где O – выручка от реализации товаров, работ, услуг;
I – произведенные затраты при производстве продукции;
R * O – R * I.
Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно – ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей за период с 1997 по 2002 г. можно проследить на основе данных, приведенных в таблицах 1 и 2.
Табл.1
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей
в 1997 – 2002 г.г. (млрд. руб)*.

1997
1998
1999
2000
2001
2002

Общие доходы
2613,2
15236,7
124477,0
224400,5
347200,0
434365,1

в т.ч. налоговые доходы
2613,2
15236,7
124477,0
175214,1
282478,4
374649,5

в т.ч. НДС
1476,7
3892,2
39557,0
74162,1
126928,3
171936,6

Налог на прибыль
565,4
1164,5
20040,0
45215,4
55518,9
76504,1

Подоходный налог



3637,0
5039,2

Платежи за пользование
природными ресурсами

531,0
3320,0
2250,0
8136,2
11953,6

* По материалам Законов «О Федеральном бюджете» на соответствующий год.
Табл. 2
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 1997 – 2002г.г. (в % к налоговым доходам)*.

1997
1998
1999
2000
2001
2002

НДС
56,5
25,54
31,78
42,33
44,93
45,89

Налог на прибыль
21,64
7,64
17,17
25,81
19,65
20,42

Подоходный налог



2,08
1,78

Платежи за пользование природными ресурсами

3,49
2,67
1,28
2,88
3,19

* По материалам Законов «О Федеральном бюджете» на соответствующий год.
Как видно из таблицы
·3, доля НДС в налоговых доходах бюджета неуклонно росла с 1998 по 2002 год. Резкое снижение удельного веса данного налога в 1998 г. по сравнению с 1997 г. можно объяснить значительным снижением ставки налога с 28 до 20%. Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации. Динамику поступления НДС в федеральный бюджет за сопоставимый период с 1999 по 2002г. (при неизменной ставке 20%) можно проследить на основе данных таблицы 3.
Табл. 3
Динамика поступления НДС в федеральный бюджет за период 1999 – 2002 гг. (млрд. руб.)*.

1999
2000
2001
2002

Доходы федерального бюджета
124477,0
224400,5
347200,0
434365,1

в том числе НДС
39557,0
74162,1
126928,3
171936,6

Удельный вес НДС в доходах федерального бюджета
31,78
33,05
36,56
39,58

Годовой прирост (абсолютный)

34605,1
52766,2
45008,3

Годовой прирост (относительный в %)

187,5
171,1
135,5

* По материалам Законов «О Федеральном бюджете» на соответствующий год

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет за последние четыре года (1999
· 2002) можно заметить, что его доля в доходах бюджета значительно возросла, несмотря на то, что за последний 2002 год произошло относительное снижение темпов прироста НДС с 1,171 (117%) до 1,355 (135,5%). Это прежде всего объясняется увеличением удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это в принципе является положительным моментом, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики РФ НДС остается более предпочтительным, на мой взгляд, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.
Охарактеризовав теоретические основы обложения НДС, перейдем к рассмотрению действующей практики его исчисления и взимания в РФ.
В 2001 году доля НДС составляла 46% всех налоговых поступлений в бюджет.
В первом квартале 2002 года плательщиками являлись все предприятия и организации, включая частных предпринимателей. Такой порядок обеспечил максимальное поступление суммы НДС в госбюджет.
Но мало начислить налог, его необходимо собрать, обеспечив тем самым расходную часть бюджета.
В соответствии со ст. 56, 167 и 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, которое включает распределение в установленных размерах в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом доходов от уплаты федеральных регулирующих налогов
Органы федерального казначейства распределяют доходы от уплаты федеральных налогов в порядке межбюджетного регулирования в разные уровни бюджетов в соответствии с нормативами отчислений, установленными Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В случаях принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, приводящих к нарушению порядка зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты федеральных налогов, а также иным образом нарушающих положения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Правительству Российской Федерации предоставлено право применять санкции к субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 41 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год».

2. Значение налога на добавленную стоимость для предприятий

Налог на добавленную стоимость выступает косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем.
Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара НДС равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты благодаря этому налогу и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, а вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя.
Формирование цены на товары (работы, услуги) с учетом НДС зависит от нескольких факторов: от вида ставки налогообложения; от наличия льгот; от порядка определения налоговой базы.