Разработка стратегии развития бытовых услуг в регионах

Развитие рынка бытовых услуг в регионах
(на примере Ленинградской области)

Содержание
Введение
Глава 1. Основные аспекты развития бытовых услуг
1.1 Понятие и сущность бытового обслуживания
1.2 Структура развития бытовых услуг
1.3 Правовое регулирование бытового обслуживания
Глава 2. Разработка стратегического развития бытовых услуг в регионах на примере Ленинградской области
2.1 Тенденции развития рынка бытовых услуг в Ленинградской области
2.2. Динамика цен на бытовые услуги в Ленинградской области
Глава 3. Рекомендации и предложения по развитию бытовых услуг в Ленинградской области
3.1 Разработка проектных предложений по стратегическому развитию бытовых услуг в Ленинградской области
3.2 Рекомендации и предложения по улучшению развития бытовых услуг в Ленинградской области
Литература
Введение

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг.
В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. При сложившихся кризисных обстоятельствах в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике.
Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов.
Итак, цель моей работы – изучить проблему и специфику развития сферы бытовых услуг в Ленинградской области; задачей является анализ научной и публицистической литературы, статинформации, а также сопоставление теоретического материала об основных тенденциях развития услуг, динамики бытовых услуг с практическим (на примере Ленинградской области); Объектом исследования является экономико-статистический материал; предмет исследования – сфера бытовых услуг.
Платные бытовые услуги населению представляют из себя полезные результаты деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам целиком, или в значительной мере, покрывающим издержки производства (за счет выручки от реализации).
Платные услуги в целом включают в себя следующие виды: бытовые услуги, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные, услуги учреждений культуры, физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-курортные, ветеринарные, туристско-экскурсионные, услуги правового характера, системы образования и прочие услуги.
Объем бытовых услуг на душу населения по данным 2001 г. В Ленинградской области являлся самым низким показателем по сравнению с другими областями ЦЧР
· 8,34 тыс. Рублей, что на 20 процентных пункта ниже, чем в Белгородской области, на 18 – в Липецкой, на 9 – в Курской, на 4 – в Воронежской.
Сложные условия нестабильности в рыночной экономике не могут не оказать существенного влияния на развитие потребительского рынка услуг и развитие сферы услуг в целом.
В итоге, мне хотелось бы высказать несколько предложений по внедрению каких-либо изменений в развитие сферы услуг:
Желательно, чтобы в дальнейшем роль государства в развитии данного сектора экономики возросла. Необходима финансовая поддержка и увеличение ассигнований со стороны гос. органов на более динамичное и эффективное развитие сферы услуг.
Проведение маркетинговых исследований в области изучения рынка услуг поможет усовершенствовать данную сферу как на отечественном, так и на зарубежном рынках услуг.
Качество услуг (особенно новых видов) – одна из важнейших проблем развития сферы услуг. Так как услуга носит неосязаемый характер, то качество ее мы можем оценить только после ее предоставления, но предварительно заказав и оплатив ее получение. Так что полезным было бы установить систему сертификации услуг – систему надежности и гарантии для удовлетворения общественных нужд.
Проводя работу по вышеуказанной теме, мы поставили перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития сферы бытовых услуг в Ленинградской области.
Глава 1. Основные аспекты развития бытовых услуг
1.1 Понятие и сущность бытового обслуживания
Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение “услуги”, но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения. Рассмотрим некоторые из них.
Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.
К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром.
В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли.
Всем услугам присуще 4 характеристики:
Неосязаемость, то есть услуги невозможно продемонстрировать, попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до получения этих услуг. Покупатель вынужден верить продавцу на слово.
Неразрывность производства и потребления услуги, то есть специфика услуги заключается в том, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны. В большинстве случаев качество услуг может быть выражено только описательно и оценить его можно после приобретения.
Изменчивость, то есть качество услуги зависит и от того, кто ее обеспечивает, где и как она предоставляется. Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель. Помимо перечисленных причин снижения изменчивости услуг разрабатываются специальные стандарты обслуживания – комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Начальным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации.
Неспособность услуг к хранению, то есть важной отличительной чертой услуг является сиюминутность. Если спрос на услугу становится больше предложения, то этого нельзя исправить. Колебание спроса на услугу присуще почти всем видам услуг. Как правило, спрос меняется в зависимости от времени года, дней недели и т. п.
Сфера услуг – сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством.
Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.
Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.
Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В России сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.
Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:
услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Так как сфера услуг является одним из главных секторов экономики, то проблема ее регулирования ни чуть не меньше, чем в других отраслях экономики.
1.2 Структура развития бытовых услуг

Бытовые услуги населению представляют из себя полезные результаты деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающие издержки производителя и обеспечивающим ему прибыль.
Бытовые услуги населению могут предоставлять предприятия всех организационно-правовых форм собственности по индивидуальным заказам, а также физические лица (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
В объем бытовых услуг включается стоимость всех выполненных по индивидуальным заказам граждан следующих видов услуг:
ремонт, покраска и пошив обуви;
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
техобслуживание и ремонт автомототранспортных средств;
изготовление, сборка и ремонт мебели;
химическая чистка и крашение;
услуги прачечных;
ремонт и строительство жилья и других построек;
услуги фотоателье и фото/кинолабораторий;
услуги бань и душевых;
услуги парикмахерских;
услуги предприятий по прокату;
транспортно-экспедиторские услуги;
ритуальные услуги;
прочие виды бытовых услуг.
В объеме бытовых услуг также учитываются:
стоимость материалов, узлов, деталей, запасных частей (по розничным ценам), используемых при оказании бытовых услуг;
стоимость услуг по ремонту и строительству кооперативных гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, благоустройству садовых участков и ремонту мест общего пользования кооперативных жилых домов за счет средств членов кооперативов, независимо от форм оплаты;
стоимость услуг по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, индивидуальных транспортных средств в период гарантийного срока их эксплуатации;
стоимость услуг по ремонту обуви, одежды, трикотажных изделий, мебели, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, прачечных, химической чистки и крашения и транспортных услуг, выполненных по заказам лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, социально-бытовых организаций, а также ритуальных услуг, выполненных по заказам предприятий, услуг прачечных, химической чистки и крашения, выполненных по заказам предприятий гостиничного хозяйства, туризма, железных дорог, аэропортов, пароходств и воинских подразделений, услуг бань и душевых, оказанных контингенту воинских подразделений;
стоимость ремонта и техобслуживания принадлежащих инвалидам автомототехники по их заказам за счет средств социального обеспечения.
В бытовые услуги не включается стоимость:
материалов, изделий, запасных частей и деталей, представленных заказчикам;
материалов, изделий, запасных частей и деталей, приобретенных предприятием в розничной торговле;
сжиженного газа при заправке и доставке населению газовых баллонов, учитываемой в составе коммунальных услуг (газоснабжение);
работ и услуг, выполненных, но не оплаченных заказчиком;
гарантийного ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, осуществляемого непосредственно предприятием-изготовителем указанной техники или его подразделениями;
предпродажного или предторгового ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств;
услуг, уже учтенных одним из предприятий;
комиссионных сборов при доставке пассажирских билетов на дом;
стоимость цветов, семян и рассад, проданных через специализированные магазины садоводческих и цветоводческих хозяйств, учитываемая в составе розничного товарооборота.
Практическое начало статистике платных услуг дала так называемая Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 – 2000 гг. Главным показателем статистики услуг является “объем платных услуг населению”, в определенной мере адекватный показателю розничного товарооборота.
В настоящее время круг задач статистики платных услуг существенно расширился. Расширение спектра задач вызвано теми изменениями, которые происходят в самой сфере услуг в условиях рыночных отношений, а именно значительное увеличение и качественное изменение состава производителей услуг, возникновение новых для российской действительности видов услуг.
1.3 Правовое регулирование бытового обслуживания

Проникать на другие рынки с услугами гораздо сложнее, чем с товарами. Условно можно выделить 3 уровня регулирования сферы услуг: национальный, двухсторонний, многосторонний.
Наиболее важные национальные меры регулирования направлены на установление и поддержание стандартов обслуживания в национальных сферах, таких, как медицина, образование и другие важные отрасли услуг, на защиту внутреннего рынка услуг от иностранных конкурентов и стимулирование экспорта услуг.
Как правило, в основе мер регулирования внутреннего рынка услуг лежат политические, экономические и социальные интересы страны: занятость местной рабочей силы, поддержка местных предпринимателей в ключевых сферах услуг, учет интересов национальной обороны, стимулирование роста внутренних капиталовложений, сохранение национальных культурных ценностей и т. д.
Выделяют 6 основных направлений национального регулирования.
Меры по ограничению операций с иностранной валютой в целях улучшения состояния платежного баланса страны: определенные правила обмены валюты, ограничение сумм, вывозимых за границу, отсрочка платежей в иностранной валюте.
Система государственных закупок, направленная на расширение потребления услуг национального производства – транспорт, связь и т. д.
Правительственное стимулирование развития национальных отраслей услуг путем предоставления льгот в целях повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке – субсидии, льготные кредиты, льготное налогообложение.
Меры, ограничивающие прямые иностранные капиталовложения в интересах укрепления национальных отраслей экономики, в том числе определенных отраслей услуг – страхование, банковское дело, реклама, бухгалтерский учет, кинопрокат и т. д.
Ограничения по найму иностранных граждан иностранными фирмами.
Дифференцированное налогообложение иностранных предприятий. Филиалы иностранных фирм могут облагаться более высокими налогами, чем местные предприятия.
Очевидно, что большинство из перечисленных мер не относятся к регулированию сферы бытовых услуг. Что касается бытовых услуг, то государство может разрабатывать специальные меры регулирования, например, лицензирование.
При лицензировании оценивается соответствие условий деятельности установленному государством отраслевому стандарту.
Происходящие изменения в сфере услуг отражаются на других отраслях общественного производства, на экономике страны в целом, а также на условиях жизни населения, различных его социально-экономических группах.
Развитие сферы услуг и ее влияние на экономику в целом, во взаимодействии с другими секторами экономики, а также в ее воздействии на качество жизни населения страны, экономических районов и областей может быть охарактеризовано целостной системой показателей, которые используются статистической наукой для осуществления широкого спектра международных сопоставлений в данной сфере: показателей производства, финансовых результатов, числа предприятий, используемых в них фондов, численности работников, удовлетворения потребностей населения и общества в услугах.

Глава 2. Разработка стратегического развития бытовых услуг в регионах на примере Ленинградской области
2.1 Тенденции развития рынка бытовых услуг в Ленинградской области

Сложные условия нестабильности переходного периода и экономики не могут не оказать существенного влияния на развитие потребительского рынка бытовых услуг. На этапе кризисного состояния экономики трудно ожидать быстрых и эффективных изменений в положительную сторону.
Объем бытовых услуг населению представляет собой выручку (валовой доход) производителей услуг, в размере средств, поступивших или непосредственно от граждан, которым оказаны услуги, или от организаций в уплату за оказанные их работникам услуги. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения (объем платных услуг, оказанных населению юридическими лицами) и экспертной оценки объемов услуг, предоставляемых населению гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (физическими лицами).
В 1997 г. впервые с начала реформ прекратился спад темпов объема услуг в сопоставимых ценах по отношению к 1990 г. Объем всех оказанных услуг в 2000 г. составил 1089,8 млрд. рублей.
Рост реальных денежных доходов населения повлек за собой рост объема платных бытовых услуг. Так, реальные (то есть в пересчете на цены 1996 г.) денежные доходы населения в 1997 г. возросли по сравнению с 1996 г. на 11,3%, а в 1996 г.
· уменьшились на 11,1% по сравнению с 1995 г:
Резервом роста объема платных услуг является невыплаченная населению заработная плата. На начало 2000 г. задолженность по заработной плате в области по кругу наблюдаемых отраслей составила 286 млн. рублей.
Цены на бытовые услуги растут опережающими темпами по сравнению с денежными доходами и потреблением услуг. В действующих ценах доходы населения увеличились по сравнению с 1999 г. на 18%, при этом цены на платные услуги
· на 30,4%, а объем платных услуг увеличился всего лишь на 2,0%.
В результате малоимущая часть населения, с доходами ниже прожиточного минимума практически не пользуется сферой бытовых услуг, тратя все деньги на продовольствие (за исключением услуг, от которых оно не может отказаться
· жилищно-коммунальные, ритуальные и т.п.). Средние и низко-доходные слои населения в значительной мере лишены возможности пользоваться ранее доступными благами, что создает у них чувство неудовлетворенности происходящим и усиливает социальную напряженность в обществе.
В 2000 г. на долю Санкт-Петербурга приходится 87% объемов платных услуг области.
В ходе реформирования сферы услуг и экономики в целом получили развитие новые формы деятельности, что способствовало созданию в этой сфере конкурентной среды. В отрасли бытовых услуг в переходный период образовался значительный по своим масштабам неформальный сектор. В 2000 г. его доля в общем объеме бытовых услуг составила 39%, что больше, чем в 1998 г. на 2,8%, причем в объемах производства различного вида услуг она сильно колеблется. В 2000 г. 78% объема платных бытовых услуг формировалась в негосударственном секторе, который представлен предприятиями частной и других негосударственных форм собственности и индивидуальным предпринимательством. На долю последних в 2000 г. приходилось 56% общего объема платных услуг против 53% в 1998 г.
Анализируя распределение бытовых услуг по формам собственности за 1995-2000 гг. следует отметить, что если в 1995 г. большую часть в общем объеме бытовых услуг занимала государственная собственность (53,4%), то с 1996 г. наблюдается рост негосударственных форм собственности.
Происходящие в макроструктуре бытовых услуг изменения связаны главным образом с дальнейшей либерализацией этой сферы, сопровождающейся переходом бесплатных услуг в платные, постепенным отказом от практики дотирования.
В 2000 г. жителям Ленинградской области оказано услуг бытового обслуживания на 260, 1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 32% больше, чем в 1998 г. При этом объем услуг, оказанных предприятиями, выше, чем в 1998 г. на 12%, а физическими лицами – на 45%.
EMBED MSGraph.Chart.5
Рис. 1 Динамика объема бытовых услуг во всех каналах реализации (в %, в сопоставимых ценах)
Из графика видно, что физический объем бытовых услуг, оказанных населению области, не достиг не только уровня 1993 г. (разрыв составляет 53%), но и даже уровня 1995 г. (разрыв 1%). Наиболее резкое падение объемов услуг за последние годы произошло в 1997 г., а в 1998 г. наметилась тенденция замедления падения объема бытовых услуг. Начиная с 1998 г. наблюдается рост темпа объема бытовых услуг по отношению к предыдущему году.