Управление инвестиционным проектом

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблем инвестиционной политики и управления инвестиционными проектами 5
1.1. Сущность инвестиционных проектов и содержание инвестиционной политики 5
1.2. Проблемы инвестиционной политики в России 10

Глава 2. Организация инвестиционной деятельности ЗАО «Ресурс-мебель» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Ресурс-мебель» 19
2.2. Инвестиционная деятельность ЗАО «Ресурс-мебель» 22

Глава 3. Управление инвестициями ЗАО «Ресурс-мебель» 27
3.1.Организация и разработка инвестиционного проекта 27
3.2. Эффективность инвестиционного проекта и влияние на нее факторов неопределенности и рисков 33

Выводы и предложения 34
Список литературы 37
Приложения

Введение

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент, на котором основывается экономическое развитие предприятий и организаций. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время после почти десятилетней парализованности экономики, когда прибыль предприятий была заблокирована «налоговым прессом», амортизация поглощена либерализацией цен, инфляцией и в количественном выражении недостаточна для возмещения изношенных и морально устаревших основных фондов.
В сложившихся экономических условиях инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Она представляет собой протяженный во времени процесс, в результате которого предприятия формируют свою инвестиционную политику, являющуюся важной частью ее стратегии. Именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
В настоящее время инвестиционная политика находится на стыке проблем стратегического управления, финансового менеджмента как процесса управления финансовыми ресурсами и непосредственного осуществления инвестиционной деятельности. Функционирование механизма регулирования инвестиционной политики не отвечает потребностям экономики, а именно, отсутствуют достаточные источники для государственного и частного инвестирования, неэффективно работают институты досудебной санации, налоговые льготы, амортизационная и кредитная политика.
Для этого необходимо использовать весь накопленный отечественный и зарубежный опыт в сфере инвестирования и выработать единые принципы, методы и инструменты инвестиционной политики, которые будут регулировать совокупность правовых норм и правил осуществления данной деятельности на территории РФ.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение действующей в России системы управления инвестиционной деятельностью и процесса формирования и реализации инвестиционных проектов, выявление негативных моментов и возможных путей их устранения.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо рассмотреть следующие задачи:
инвестиционную политику предприятия и влияние на нее государственного регулирования;
инвестиционную стратегию предприятия;
организацию и разработку инвестиционного проекта;
эффективность управления инвестиционным проектом и влияние неопределенности и риска.
В работе использованы различные приемы и методы, такие как общенаучные (абсолютно-логический анализ и синтез), экономико-статистические (сравнение, сводка, группировка, абсолютные средние и относительные величины), экономико-математические (цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы).
В качестве объекта исследования представлено предприятие ЗАО «Ресурс-мебель».
В качестве теоретических, методологических и информационных основ исследования выступают работы российских и зарубежных ученых, связанных с изучением теории и практики в области инвестиционной политики.

Глава 1. Теоретические основы проблем инвестиционной политики и управления инвестиционными проектами
1.1. Сущность инвестиционных проектов и содержание инвестиционной политики
В настоящее время развитие народного хозяйства России невозможно без активизации инвестиционной деятельности. Определяющую роль в этом процессе в условиях переходной экономики принадлежит государственному регулированию инвестиционной политики.
Инвестиционной политика
· это составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Она стимулирует и регулируют инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом.
Формирование инвестиционной политики в государстве происходит на основе законодательных актов, основными из которых являются:
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений», от 25.02.2000г.
· 39-ФЗ.
Изменения к федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений», от 02.01.2002г.
· 22-ФЗ.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 09.07.2000г.
· 160-ФЗ.
В настоящее время инвестиционная политика находится на стыке проблем стратегического управления, финансового менеджмента как процесса управления финансовыми ресурсами и непосредственного осуществления инвестиционной деятельности.
В целом вопросы и проблемы, касающиеся инвестиционной политики можно рассматривать с разных сторон. Многогранность данной категории требует определения понятия инвестиций.
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать. В более широкой трактовке он выражает вложения капитала с целью его дальнейшего возрастания. Прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль или достигается иной полезный эффект.
При различных трактовках инвестиций, как экономической категории необходимо учитывать, что:
не относятся к инвестициям вложения средств в товары (телевизор, автомобиль и т.д.), потребление которых не преследует цели получения прибыли;
понятие инвестиций и понятие капитальных вложений не идентичны, так как инвестиции рассматриваются как вложение капитала в воспроизводство основных средств, как производственного так и непроизводственного назначения, и в прирост оборотных активов, в различные финансовые институты и в отдельные виды внеоборотных активов. Следовательно, капитальные вложения являются более узким понятием и могут рассматриваться как одна из форм инвестиций, но не как аналог;
инвестирование капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах движимого и недвижимого имущества, в различных финансовых инструментах (ценные бумаги, НМА и т.п.).
Таким образом, под наиболее общей трактовкой инвестиций понимается вложение капитала с целью последующего его увеличения.
На макроэкономическом уровне инвестиции являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, ускорения НТП,
обеспечение конкурентоспособности продукции данной страны, структур перестройки экономики, развития здравоохранения, образования, культуры и решение других социальных проблем, охраны природной среды, конверсии военно-промышленного комплекса и т.д.
На микроэкономическом уровне инвестиции переходят в понятие пополнения основных и оборотных средств. Любому предприятию необходимы дополнительные капитальные вложения для расширения и развития производства, увеличения основных и оборотных средств, недопущение морального и физического износа основных средств, повышения качества и конкурентоспособности продукции, осуществление природоохранных мероприятий и т.д.
Для учета, анализа и планирования инвестиций их классифицируют по отдельным признакам (рисунок 1).
Предложенная классификация не является исчерпывающей, так как в зависимости от конкретных задач могут быть использованы и другие классификационные признаки.
Согласно первому классификационному признаку к реальным инвестиция относят – капитальные вложения в производственный основной капитал, в объекты хозяйственной деятельности (новое строительство производственных объектов, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий и т.п.).
Финансовые инвестиции (портфельные инвестиции) выражают вложения капитала в финансовые активы, включающие все виды платежных и финансовых обязательств, а именно вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Как отмечает Уильям Ф. Шарп [51]: «в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями».

Рис. 1 Классификация инвестиций

По источникам финансирования инвестиции подразделяются на собственные и привлеченные, а по формам собственности на российские, иностранные и совместные. Согласно Российскому статистическому ежегоднику структура инвестиций в экономику России по источникам финансирования и формам собственности представлена в таблицах 1,2.
Таблица 1 Структура инвестиций РФ в основной капитал по источникам финансирования

Показатели
Годы

1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002

Инвестиции в основной капитал, всего
В т.ч. по источникам финансирования:
собственные средства:
из них прибыль оставшаяся в распоряжении организации
– привлеченные средства:
из них бюджетные средства в т.ч.
* Федеральный бюджет
* Бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов
100,0

49,0
20,9

51,0
20,4
10,1
10,3
100,0

52,3
15,0

47,7
20,1
9,9
10,2

100,0

60,8
13,2

39,2
20,7
10,2
10,5

100,0

53,2
13,2

46,8
19,1
6,5
12,6

100,0

52,4
15,9

47,6
17,0
6,4
10,6

100,0

46,1
23,4

53,9
20,2
5,8
14,4

100,0

44,2
25,6

55,8
21,4
5,6
15,8

Таким образом, можно сделать вывод, что главными инвесторами являются сами предприятия, на долю финансирования которых, в 2002г. приходится 44,2% собственных средств из них 25,6% прибыли. Однако, по сравнению с 1995г. собственные средства предприятия сократились на 4,8% и прослеживается тенденция к дальнейшему их снижению. Это объясняется значительным сокращением амортизационных отчислений, в следствии чрезмерной изношенности производственных фондов.
По расчетам С. Глазьева [27], «начисляемая в промышленности амортизация вдвое ниже уровня, необходимого для простого возмещения выбытия основных фондов. Поэтому для обеспечения хотя бы простого воспроизводства объем инвестиций должен быть увеличен в 2,4-3 раза. Иначе через два-три года произойдет массовое выбытие производственных фондов на 25%, а к 2006г.
· на 50%».
Доля государственных источников финансирования за период с 1995-2002г. значительно не изменилась. Однако, инвестиции за счет федерального бюджета, составляющие в 1995г. 10,1%, в 2002г. составили 5,6%, т.е. с 1995г. по 2002г. произошло сокращение на 5,5%, а инвестиции за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за анализируемый период увеличились на 5,5% и составили в 1995г.
· 10,3%, а в 2002г.
· 15,8%. Такое перераспределение инвестиционных ресурсов можно объяснить появление в середине 90-х годов различных законодательных и юридических актов в рамках регионов.
По данным Минэкономики России, к середине 2000г. 69 регионов приняли различные нормативные и юридические акты, на поощрение инвестиций, касающиеся создания зон наибольшего благоприятствования, предоставления налоговых льгот, оказания кредитной поддержки строительства, выделения земли, развития лизинговой деятельности и т.п.
Таблица 2 . Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности

Показатели
Годы

1995
1996
1998
1999
2000
2001
2002

Инвестиции в основной капитал, всего
В т.ч. по формам собственности:
– Российская из неё:
Государственная
Муниципальная
Частная
Общественных объединений
Смешанная российская
Иностранная
Совместная
100,0

97,3
31,3
6,3
13,4
0,1

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·При вложении инвестиций в основной капитал по формам собственности прослеживается тенденция к снижению доли государственных инвестиций, это объясняется высокой капиталоемкостью нашей экономики, низкой оборачиваемостью капитала и замедленным реагированием на рыночные импульсы, которые направлены в сферы экономики с наибольшим эффектом и наименьшим временным лагом. Также в связи с проводимой правительством политикой с 1998 года разрешено привлечение иностранных инвестиций путем предоставления иностранными инвесторами займов, кредитов, имущества и имущественных прав, а также создания полностью или частично принадлежащих иностранным инвесторам предприятий, филиалов и представительств. В настоящее время иностранным инвестициям отводится только второстепенная роль из-за небольшого объема и низкой мобильности. Это объяснятся тем, что иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию.
Классификация форм и видов инвестиций позволяет сформировать инвестиционные проблемы страны, регионов и отдельных предприятий, выявить субъектов, которыми в России являются инвесторы, заказчики проектов, подрядчики, пользователи объектов, граждане, негосударственные финансовые посредники.

1.2. Проблемы инвестиционной политики в России

Проблемы инвестиционной политики многие авторы рассматривают с разных позиций, в частности Водянов А. выделяет два уровня [24]: «первый, как проблемы экономической политики государства, второй, как проблемы предприятия, направленные на выработку решений обеспечивающих выживание предприятия в сложной рыночной среде, на достижение им финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития». Однако, следует учитывать, что прежде, чем решать проблемы инвестиционной политики на уровне предприятий, необходимо выработать определенный ее каркас на государственном уровне.