Внутриведомственный финансовый контроль

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика системы финансового контроля и место внутриведомственного контроля
1.1. Понятие системы финансового контроля и ее элементы
1.2. Сущность внутриведомственного контроля среди других видов государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
1.3. Методы, используемые в ходе внутриведомственного финансового контроля

Глава 2. Направления совершенствования организации внутриведомственного контроля
2.1. Вопросы совершенствования ревизии и аудита
2.2. Совершенствование счетно-аналитической проверки
2.3. Проблемы проверки эффективности управления объектом проверки

Заключение

Список литературы

Приложение
Введение

Для системы государственного контроля характерны глубина и разносторонность, многообразие средств непосредственного воздействия на подконтрольные органы управления, их должностных лиц. Нет ни одной отрасли управления, в которой бы не осуществлялся государственный контроль. Поскольку контроль является органической частью управления, на него распространяются общие принципы управления обществом и государством. Эти принципы нашли отражение в организации контрольных систем, сложившихся в европейских государствах. Принцип подконтрольности государственных органов народу в лице представительных органов государственной власти закреплены в Конституции Российской Федерации и конституционном законодательстве. При рассмотрении принципа контроля приходится отметить, что в данной проблеме остается много неясностей. Часть из них возникает вследствие отсутствия единого понятия «принцип контроля», единых критериев систематизации принципов контроля. Не случайно среди ученых-юристов, представителей других общественных наук нет полного совпадения точек зрения при определении и перечислении принципов контроля. Например, некоторые авторы относят к принципам контроля его массовость, гласность, постоянность, повсеместность, объективность. Другие считают такими принципами разносторонность, поддержку положительного опыта, деловитость, эффективность, законность, целесообразность и пр. или результативность, действенность, хотя это, скорее, цель, достижение которой обеспечивается с помощью принципов, а не принцип.
Проблема совершенствования правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля в настоящее время стоит необычайно остро.
Не секрет, что контрольная деятельность в России дезорганизована и малоэффективна. Предполагалось, что эта проблема будет решена с разработкой и принятием нового федерального закона о государственном финансовом контроле. Однако такого документа пока нет.
Необходимость независимого государственного финансового контроля в современном демократическом обществе вызвана новым содержанием главных доминант современной мировой финансово-экономической системы. Для России значимость феномена экономической власти имеет особый смысл. Сегодня мало понять механизм формирования структуры экономической власти в России и место государственной составляющей в ней, много важнее осмыслить роль экономической власти в процессе первоначального накопления капитала. Лишь серьезные научные исследования в этой области способны объяснить природу другого российского феномена
· использование государственного бюджета как одного из способов первоначального накопления капитала госаппаратом и приближенными к нему коммерческими структурами, вскрыть истинные движущие силы российского бюджетного процесса. Нет сомнений, что без вмешательства независимого государственного финансового контроля цивилизованным способом одолеть эту позорную болезнь нашего общества невозможно.
Цель представленной дипломной работы
· рассмотреть сущность внутриведомственного финансового контроля.
Исходя из цели , в данной работе будут решены следующие задачи:
изучить литературу по исследуемому вопросу;
рассмотреть понятие, сущность, методы внутриведомственного финансового контроля;
осуществить анализ вопросов совершенствования финансового контроля;
сделать выводы.
Глава 1. Общая характеристика системы финансового контроля и место внутриведомственного контроля

1.1. Понятие системы финансового контроля и ее элементы

Для современного состояния научной разработки проблем контроля характерен дифференцированный подход представителей различных отраслей знаний к анализу сущности контроля, ибо эта сущность рассматривается ими с различных точек зрения.
Как правило, экономисты, юристы и социологи исследуют контроль как сферу деятельности органов государственного и хозяйственного управления и определяют его как метод или форму исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности. По нашему мнению, контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
Специалисты по теории управления, выделяя три стадии управленческой деятельности (проектирование и определение цели; организация выполнения принятого решения; контроль исполнения) трактуют контроль как особую стадию управленческого цикла.
С позиций кибернетики контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и использовании управленческих решений.
В литературе, посвященной вопросам контрольно-ревизионной деятельности, сущность контроля сводится к регулярной проверке соблюдения хозяйственного законодательства (т.е. установленных правовых норм), выявлению нарушений государственной дисциплины.
В реальной действительности нет контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и формы, в том числе административный, технический, хозяйственный, финансовый, экономический, экологический и другие специализированные виды контроля.
Понятие контроля в теории управления имеет различные трактовки. Приведем некоторые из них:
контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из основных управленческих функций;
контроль как завершающая стадия процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи;
контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.
Система контроля состоит из следующих элементов:
субъект контроля (кто контролирует);

объект контроля (кого контролируют);
предмет контроля (что контролируют);
принципы контроля;
метод (методики) контроля (посредством чего контролируют);
техника и технология контроля;
процесс контроля;
сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
результат контроля и затраты на его осуществление;
субъект, принимающий решение по результатам контроля (в частности, это может быть субъект контроля);
принятие решения по результатам контроля.
В некоторых случаях оперируют понятием механизма контроля как совокупности принципов, методов и процесса контроля.
Процесс контроля
· это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантирование достижения наиболее эффективными способами поставленных целей управления путем реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля.
Существует несколько подходов к выделению стадий процесса контроля. Приведем примеры:
установление норм функционирования, оценка выполнения установленных норм, корректирование отклонений от установленных норм и планов;
установление стандарта или начальной точки контроля, собственно процедура измерения, оценка эффективности контроля;
установление норм функционирования, сбор данных о фактическом результате исполнения, сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов исполнения, выработка и осуществление корректирующего действия.
Контрольная деятельность, как и вся управленческая деятельность, начинается с постановки цели.
Цель контроля выражается желаемым результатом в измеряемых величинах, если это возможно. Определение желаемого результата предполагает установление желаемых показателей, а также величин желаемых уровней их достижения. Таким образом, устанавливаются критерии и показатели, по которым оценивается поведение контролируемого объекта.
Известно, что понятие эффективности деятельности в общем случае определяется отношением результатов к величине затрат, которые имели место при достижении результатов.
Из приведенных выше определений контроля следует, что эффективность контроля Э может быть определена формулой:

EMBED Equation.3

где Р
· результат контрольной деятельности;
З
· затраты на осуществление контрольной деятельности.
Из этой формулы следует, что для повышения эффективности (Э) контроля необходимо снижение затрат контрольной деятельности (З).
Однако, как показывает опыт, снижение затрат не всегда приводит к повышению эффективности. Следовательно, необходимо регулирование затрат (З) в некоторых допустимых пределах (З0), при котором будут сохраняться достаточная оперативность и качество контроля.
Если величина затрат (З) не находится в допустимых пределах, то оперативность и качество контроля, а значит и его результат (Р), будут снижаться. В итоге снижается и эффективность (Э).
Процедура измерения фактического результата исполнения является существенной компонентой контроля. Измерение может проводиться непрерывно, в определенные, заранее установленные периоды, случайно. Важно правильно определить ключевые точки контроля, по которым можно было бы контролировать состояние и поведение объекта контроля в целом. Держать под контролем все точки объекта (ключевые и неключевые) слишком обременительно и нецелесообразно.
Эффективный контроль основан главным образом на прогнозируемых результатах, а не на фактических. На основе этих прогнозов осуществляются корректирующие действия, и это помогает привести фактические результаты к запланированным.
Сравнение же фактических результатов и прогнозных позволяет избежать в будущем уже совершенных ошибок. Для этого необходимо выделить специфические показатели, которые позволяют заранее спрогнозировать состояние или поведение объекта контроля.
Проанализируем теперь факторы, влияющие на эффективность контроля. Из перечисленных выше элементов системы контроля можно выделить наиболее существенные факторы эффективности контроля:
1. Субъекты контроля, иными словами, специалисты, осуществляющие контроль. Чем выше их профессиональная квалификация и личностная объективность, тем выше результаты контроля.
2. Объект и предмет контроля. Чем сложнее проверка объекта контроля и, в частности, оценка и анализ предмета контроля, тем больше потребуется затрат на этот процесс. В целом это снижает эффективность контроля.
Сложность объекта контроля и исследование его предмета обусловливает необходимость сбора полной, достоверной и надежной информации об объекте и предмете контроля. Следовательно, наличие, полнота и достоверность необходимых исходных данных снижают сложность контроля, обусловленную сложностью объекта (предмета), и повышают эффективность контроля.
3. Методика контроля
· это совокупность методов контроля, используемых для конкретного случая. Важно правильно выбрать методический инструментарий контроля, учесть его адекватность предмету контроля, объективность, надежность, ориентацию на комплексность, оперативность и качество контроля.
В частности, для получения объективного результата целесообразно использование различных методик для контроля одной величины. Если полученные результаты допустимо близки
· значит, больше вероятность объективности контроля в целом.
На основе сказанного выше можно сделать вывод, что наиболее существенными факторами повышения эффективности контроля являются:
квалификация специалистов, осуществляющих контроль (кадровое обеспечение контроля);
полнота и достоверность исходных данных об объекте контроля, на основе которых осуществляется контроль (информационное обеспечение контроля);
объективность, качество, оперативность и комплексность контроля, которые обеспечиваются совершенством используемых методов контроля (научно-методическое обеспечение).
Интегрирующим фактором является нормативно-правовое обеспечение контроля, которое дает правовую гарантию выполнения контрольных функций.
Исходя из содержания перечисленных факторов эффективность контрольной деятельности может быть определена на основе ресурсно-потенциального подхода, т.е. по уровню использования потенциала контролирующих органов. Потенциал контролирующего органа, как и любой организации, состоит из нескольких компонентов, определяющих различные стороны производительных сил: профессионально-квалификационного (люди); технико-технологического (средства сбора и переработки информации); научно-методического (методики контроля) и нормативно-правового (нормативные акты, обеспечивающие деятельность органа).

1.2. Сущность внутриведомственного контроля среди других видов государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.
Начало такому контролю было положено созданием в 1992 г. Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента. В настоящее время основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным Законом РФ от 11 января 1995 г.
Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты
· контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица
· государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации
· в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой,
· тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации. Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций
· контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых. На основании Конституции РФ и Закона «О Совете Министров
· Правительстве РФ» Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.
Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля. Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов (на основании Постановления от 19 августа 1994 г.), Положение о Федеральном казначействе (на основании Постановления от 27 августа 1993 г.). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г.
Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:
контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, используемых не по назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального Банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам, увеличенной на 10 пунктов.