Формирование мотивационного механизма управления предприятием

Содержание
Введение 3
Глава 1. Исследовательская часть 7
1.1. Содержание понятия мотивации 7
1.2. Основные теории мотивации 14
1.3. Методы улучшения мотивационного механизма управления фирмой 20
Глава 2. Проектная часть 29
2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Вилмор» 29
2.2. Состояние мотивации персонала в ЗАО «Вилмор» 35
2.3. Изучение уровня мотивационного механизма управления предприятием на основе анкетирования 40
2.4. Предложение по внедрению в ЗАО «Вилмор» нематериальных методов мотивации труда 42
2.5. Должностные инструкции и индивидуальные планы развития персонала – как элемент мотивационной системы 52
2.6. Эффективность усиления мотивационного механизма управления в ЗАО «Вилмор» 58
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ 65
3.1. Правовые аспекты деятельности торговых предприятий 65
3.2. Лицензирование 67
3.3. Договора в торговле 69
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 78
4.1. Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность 78
4.2. Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности 83
Заключение 87
Список литературы 90
Приложение 1. Анкета
Приложение 2. Должностная инструкция менеджера по персоналу
ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны деятельности к имеющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач предприятий различных форм собственности
· поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.
Решающим причинным факторам результативности деятельности людей является их мотивация.
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности ,инициативы.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей. Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте.
Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Поэтому нужно научиться эффективному управлению персоналом, и путь к этому лежит через понимание мотиваций человека.
Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему стимулирования труда.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией деятельности. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками. И во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирование». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребносто-мотивационную сферу личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейшей резерв повышения эффективности.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей; определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.
Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приемов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающих их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.
Таким образом, актуальность задачи стимулирования труда, в связи его с мотивацией несомненна, поэтому целью представленной работы является рассмотрение путей, связанных с ее решением.
Объектом изучения выбрано малое предприятие по оптовой торговле продуктами питания
· АО «Вилмор», расположенное в г. Зеленограде.
Предмет исследования
· мотивационных механизм управления предприятием.
Исходя из цели дипломной работы , в ней будут решены следующие задачи :
– проведено исследование основных теорий мотивации;
– рассмотрен объект исследования
· АО «Вилмор», характеристика его деятельности;
изучена схема мотивации в данной организации;
предложены пути совершенствования процесса мотивации на данном предприятии и рассчитаны эффективность разработанных предложений;
определены правовые особенности деятельности торговых предприятий;
отображены психологические особенности мотивации трудящихся.
Работа выполнена на основе обширного методического материала по теме дипломного проекта с привлечение практических данных исследуемого предприятия – АО «Вилмор».
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты формирования мотивационного механизма управления предприятием, определено содержание понятия мотивации, исследованы основные теории мотивации и методы улучшения мотивационного механизма управления фирмой.
Во второй главе отображена организационно – экономическая характеристика ЗАО «Вилмор» и рассмотрено состояние мотивации персонала на примере данного предприятия, разработаны предложения по внедрению в ЗАО «Вилмор» нематериальных методов мотивации труда и должностные инструкции, а также индивидуальные планы развития персонала – как элемент мотивационной системы. Кроме того, в данной части работы рассчитана эффективность усиления мотивационного механизма управления в ЗАО «Вилмор».
В правовой части очерчены правовые аспекты деятельности торговых предприятий, правила лицензирования и составления договоров в торговле.
Завершено исследование темы психологическими аспектами мотивирования процесса воздействия на профессиональную деятельность.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Содержание понятия мотивации

Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности.
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: «Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.»
С точки зрения Б.Ю Сербинского.: «Мотивация-это побуждение людей к деятельности». Однако, все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны
· побуждение, навязанное извне, а с другой стороны
· самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников – значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями.
На наш взгляд, более широко раскрывает понятие мотивации, следующее определение Э.А. Уткина: «Мотивация – состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации». В данном определении мотив характеризуется двумя составными элементами: (Рис. 1)

Мотивация

Деятельность Направленность
Рис. 1 . Составные элементы мотивации
Мотив всегда связан с определенной ситуацией. Исследования показывают, что соотношение деятельности (или активности) человека и результатов его работы характеризуется кривой линией. Вначале по мере роста активности результаты повышаются, позже на определенном уровне активности результаты сохраняются на одном уровне. Этот этап именуется Э.А. Уткиным оптимальным диапазоном активности, когда достигаются лучшие результаты. После того как активность начинает превышать границу оптимального диапазона, итоги работы начинают ухудшаться. Отсюда следует, что менеджер призван добиваться не максимальной активности подчиненных, а наращивания их активности до оптимального уровня.
Следует учитывать, что активность не обеспечивает необходимой мотивации. Человек может работать старательно, быть активным, но положительных результатов может не быть, если
·он направляет свою деятельность в неправильном направлении. Подобная ситуация возникает тогда, когда подчиненный не представляет конечных целей работы. Причиной может быть неосведомленность, недостаточный контроль, неудовлетворительное руководство его деятельностью. Из-за неверной направленности труда реально также возникновение конфликта между собственными потребностями человека и целями коллектива Мотивирование-это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Интересен вопрос соотношения «внутренних» и «внешних» мотивов.
В менеджменте большое значение уделяется также учету уровней мотивации. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их потребностей в процессе работы, в обмен на их энергию и трудовую отдачу. Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представит в виде ряда последовательных этапов.
Первый
· возникновение потребностей. Второй этап- поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.
Третий этап- определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.
Четвертый этап- реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые, открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей. Пятый этап – получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию. Шестой этап- ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. (Рис. 2)
Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является неочевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их «вычленить» трудно.
Весьма важным фактором является постоянная трансформация мотивационного процесса. Его характер зависит от того, какие потребности его инициируют. Сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противоречат друг другу. Составляющие этого взаимодействия способны изменяться во времени, меняя направленность и характер действия мотивов. Отсюда даже при глубоком изучении мотивационной структуры человека, системы его действия, возможны совершенно непредвиденные изменения в поведении человека и неожиданная его реакция на мотивирующие воздействия.
Еще одним важным фактором выступает различие мотивационных структур различных людей, разная степень воздействия на них одинаковых мотивов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других.
У одних стремление к достижению результата будет очень сильным, у других оно может быть слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.
В системе мотивации особенно существенно достижение правильного соотношения между поощрением, вознаграждением и наказанием, неотвратимостью санкций.

Возникновение потребностей

Поиск путей устранения потребностей

Определение направления действия

Реализация действия

Осуществление действия за получение
Вознаграждения

Устранение потребностей

Рис.2. Схема мотивационного процесса
Негативная реакция руководства сковывает активность работника, вызывает отрицательные эмоции, создает стрессовые ситуации, снижает степень уверенности в себе. Подобная реакция на результаты деятельности работника не только не гуманна, но и неэффективна, поскольку способна привести к непредсказуемым изменением в поведении подчиненного. У наказанного работника отнюдь не возникает желание трудится усерднее, в лучшем случае он ищет возможность избежать наказания. Люди очень редко соглашаются со справедливостью наказания, отсюда отрицательная реакция вызывает сопротивление.
По нашему мнению можно выделить следующие компоненты мотивации:

Компоненты мотивации
Инструменты, методы
Цели мотивации

Культура предприятия
Система общих для всего персонала предприятия ценностных ориентации и норм
Устав предприятия, основные принципы руководства и организации предприятия, стиль руководства
Понимание и признание целей предприятия Ориентация на перспективу Согласование взаимных интересов

Система участия
Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, в капитале предприятия и развитие сотрудничества
Формы и методы распределения результата, участие в капитале, развитие отношений партнерства
Установка на кооперативность в поведении Ориентация на соотнесение затрат и результатов, готовность к риску Заинтересованность в информации, полезной для предприятия

Принципы руководства
Предписания и нормативные положения для регулирования отношений между руководителями и подчиненными в рамках действующей внутри организации концепции управления
Положения по основным принципам управления, управление на основе личного примера, управленческий тренинг
Совместное и конструктивное сотрудничество Положительное отношение к сотрудникам Ответственность и самостоятельность руководителей

Обслуживание персонала
Все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам независимо от их положения на фирме и результатов их работы
Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи
Социальная защищенность и интеграция с предприятием Социальная ответственность по отношению к другим Повышение трудовой активности

Привлечение к принятию решений
Согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе или на участке

Делегирование ответственности, определение форм ответственности, добровольное участие в принятии решения
Участие в принятии решений на рабочем месте Вовлеченность в дела предприятия Принятие на себя ответственности

Организация рабочего места
Оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационным и вспомогательными средствами с учетом потребностей работников
Технические и организационные вспомогательные средства, физиологические и психологические элементы условий труда (эргономика, цветовое оформление и т.д.)
Удовлетворенность состоянием рабочего места Идентификация с рабочей задачей Удовольствие от работы и более качественное выполнение задания

Кадровая политика
Планирование и выбор мероприятий по повышению квалификации и внутрипроизводственной мобильности с учетом потребностей, желаний и профессиональных способностей работников
Подготовка и повышение квалификации кадров, тренинг и семинары, планирование карьеры, перспективные программы формирования структуры кадров
Внутрипроизводственная мобильность и гибкость в применении профессиональной квалификации Самостоятельность и инициативность Творческая и инновационная деятельность

Регулирование рабочего времени
Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника и предприятия
Сокращение рабочего времени, гибкое рабочее время, скользящий график, неполное рабочее время, выходные дни, связанные с религиозными праздниками, гибкое распределение годового фонда рабочего времени, увеличение продолжительности отпуска работникам с большим стажем работы
Ответственное и сознательное использование рабочего времени Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабочего времени Эффективность использования рабочего времени

Информация работников
Доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия
Заводские журналы, цеховые листки, справочники предприятия, собрания коллектива, отчеты о работе, совещания работников
Информированность о делах предприятия Интерес к информации, выходящей за пределы рабочего места Мышление и деятельность с позиций интересов предприятия

Оценка персонала
Система планомерной и формализованной оценки работников по определенным заранее установленным критериям
Методы оценки результатов труда и потенциальных возможностей работника, оценка поведения

Таблица 1 . Комплексная система мотивации труда
Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление трудится наилудшим образом.
Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, естественно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями. Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные меры (отрицательное подкрепление). Но нередко в работе возникают ситуации, когда просто невозможно избежать применения негативных мер. Здесь следует учитывать, что такие воздействия, применяемые наедине с подчиненным, дают намного больший результат, нежили применяемые в присутствии других работников.
Таким образом, учитывая вышеизложенное нами выше, можно сделать следующий вывод: весь персонал предприятия условно можно подразделить на определенные группы, в зависимости основного мотивационного фактора:
группа
· стремление к деловой карьере;
группа – материальное благополучие;
группа
· социальная защищенность.

1.2. Основные теории мотивации

Мотивация через потребности
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.

Рис.3. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности
Сложность мотивации через потребности заключается в том, что характеры людей 
· это соединение самых различных черт и что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые по разумению каждого человека приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей.
Рабочий контекст 
· еще один определяющий мотивацию фактор. Мы не сможем правильно трактовать действия индивидов, если будем рассматривать их вне текущего и исторического контекстов, отношений к ним и их интерпретации людьми. Правомерно выделить следующие факторы:
Работа сама по себе (насколько она интересна, разнообразна и сопряжена с ответственностью);
Организация (руководство, карьера и продвижение, системы оплаты труда);
Внешняя среда (например, возможности получения другой работы).
Эти и другие внутренние факторы влияют на поведение человека.

Рис.4. Человеческие потребности в контексте 
· ситуационная концепция.

Признак потребности
Характеристика признака

1.
Место в иерархии потребностей
Первичные (низшие)
Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности)
Безопасность, защищенность
Высшие
Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признания)
Духовные потребности
Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей

2.
Что влияет на потребность
2.1. Национальность
2.2. История
2.3. География
2.4.