Менеджмент в специализированном издательстве

Содержание

Введение
Глава 1. Организационно-функциональные основы
издательского менеджмента
1. 1. Менеджмент в издательстве и его особенности
1.1.1. Общие особенности вузовского издательского менеджмента
на примере издательства «Литера» (при Высшей школе
предпринимательства и бизнеса г. Москвы)
1.2. Понятие и виды функций управления
1.3. Состав и классификация организационных методов управления
2.4. Кадровый менеджмент и методы исследования мотивации труда
Глава 2. Планирование деятельности издательства
2.1. Виды стратегий
2.2. Особенности бизнес-планирования
Глава 3. Управление прибылью издательства
3.1. Расчет исходной цены на издания
3.2. Себестоимость изданий и пути ее снижения
Заключение
Библиография

Введение
В бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент имеет несколько значений. В переводе с английского слово manage означает управлять, воздействовать, влиять, заведовать, руководить, уметь общаться, устраивать, справляться, ухитряться, выкручиваться, изворачиваться, хитрить. Производное от него слово management только в первом приближении можно перевести как управление, руководство. Под ним понимают, во-первых, вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых, менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером. В-третьих, менеджмент рассматривают как непосредственный процесс управления, выражающийся в принятии решений, связанных с какой-либо практической задачей. Таким образом менеджмент представляет собой специфическую разновидность предпринимательской практики.
Если мы обратимся к издательской деятельности, то убедимся, что в новых, рыночных условиях менеджмент приобретает здесь все более важное значение. Здесь он получает некоторые специфические черты, определяемые особенностями труда по подготовки и выпуску какого-либо издания, рассматриваемые в дальнейшем в работе.
В последние годы сложились основные экономические принципы издательской деятельности. Они обусловливают экономические основы ее организации. Первый и важнейший из них – принцип прибыльности издания. Одна из главных целей издательского коллектива – повышение ее доходов и получение наибольшей прибыли. Это определяет организацию работы каждого сотрудника – от ее руководителя до технического работника.
С обеспечением прибыльности связан и принцип обеспечения конкурентоспособности издания. Он лежит в основе всех мероприятий, направленных на повышение уровня книгопечатной продукции , на удовлетворение информационных потребностей ее читателей. Им определяется стремление издательств к завоеванию и укреплению своих позиций на рынке.
И наконец – принцип экономической достаточности (разумной экономии) определяет стремление руководителей и сотрудников издательства к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. Исходя из этого, они осуществляют разумную экономию на всех направлениях своей деятельности, пытаясь добиться наибольшего эффекта в наименьшее время, кратчайшим путем и самым экономным способом.
Ответа на вопрос – как конкретно эти принципы воплощаются в действительность? и посвящена тема данной работы. Для этого необходимо рассмотреть наиболее важные менеджмента и планирования в издательстве.
Для описания общих моментов издательского менеджмента в данной работе мною была выбрана группа издательств – вузовские. И в качестве более конкретного примера, для большего раскрытия сути проблемы было рассмотрено специализированное вузовское издательство – «Литера» от имени Высшей школы предпринимательства и бизнеса г. Москвы.
«Литера» сравнительно молодое вузовское издательство. Во многом его создание связано с переходом Вуза на коммерческую основу, в связи с общей экономической ситуацией в стране. Дата создания – 1995 год. С тех пор основное направление деятельности издательства практически не изменилось: их продукция книжные и методические пособия по экономике, менеджменты, маркетингу, юриспруденции, социологии, политологии и некоторым другим наукам, которые продаются как на внешнем, так и на локальном, внутривузовском рынке.
Однако, увеличение конкуренции на данном рынке информации постепенно вынуждает руководство издательства к расширению объемов продаж или созданию дополнительно (или реконструкции данного) юридически самостоятельного издательства.
Организационная структура издательства на сегодняшний день. Организация проявляется как в выборе той или иной формы, так и в обосновании структуры, которая должна соответствовать характеру данной организации. Организационная форма и организационная структура являются «зримыми предметами» организации, имеющей определенную степень стабильности, статичности.
Какова же модель организации издательства «Литера»? Издательство является структурным подразделением данного вуза и по доверенности осуществляет полномочия юридического лица. Имеет счета в банке, печать, штампы и бланки со своим наименованием, товарный знак (издательскую марку). От имени вуза в пределах доверенности вступает в договорные отношения с юридическими и физическими лицами.
Издательство “Литера” от имени вуза может заниматься предпринимательской деятельностью при определенных условиях распределения дохода. Оно также несет ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Издательство наделяется правом оперативного управления своим имуществом, которое как часть имущества учебного заведения отражается на отдельном балансе и входит в общий баланс вуза.
Директор издательства Ю. А. Лазарев определяет состав, соподчиненность и взаимосвязи подразделений и звеньев издательства. Ректор вуза утверждает представленную структуру и штатное расписание издательства.
Издательство самостоятельно планирует непосредственно издательскую или хозяйственную деятельность в соответствии с утвержденной вузом сметой расходов и заключенными договорами. Формирует и представляет на рассмотрение редакционно-издательского совета вуза тематический план выпуска литературы с последующим утверждением ректором вуза.
Оплата труда: директор издательства дает предложения по структуре и численности работников в пределах, выделенных на оплату труда вузом. Оплата труда производится по определенным системам. Издательство может нанимать работников и оформлять с ними взаимоотношения на основе трудовых договоров (контрактов), подряда.
Целью данной работы было рассмотрение наиболее важные менеджмента и планирования деятельности вузовского издательства.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1. Организационно-функциональные основы
издательского менеджмента
1. 1. Менеджмент в издательстве и его особенности
Издательский менеджмент – это разновидность социального управления. Вместе с тем данное понятие многозначно и отражает разные стороны, грани, аспекты как производственной, так и групповой деятельности сотрудников. Особенности издательского менеджмента, на мой взгляд, лучше всего проявляются в его значимости для функционирования данного издательства.
Первое значение – организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются организационная форма и структура издательства, его правовой статус, выбор (создание) наиболее рациональной оргструктуры и наработки, существующие в отечественной и зарубежной практике.
Второе значение – функциональное. Издательский менеджмент выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, т.е. независимыми от организационно-правовой формы издательства и его структуры, считаются функции, обусловленные внешним окружением и «внутренней» необходимостью – предвидение (прогнозирование), планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация) сотрудников, маркетинг, учет и контроль и т.д. Конкретные функции – это виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и издательству в целом (направления деятельности, находящие выражение в таких документах, как положение или устав).
Третье значение: издательский менеджмент – это деятельность руководителей, которые выступают как «ведущая сила», «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность (эффективность). Следует учитывать, что среди руководителей в издательской сфере немало женщин, а в некоторых издательствах преобладают женские коллективы. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д.
Различные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей – организатора, администратора, психолога, информационного работника, юриста, экономиста, политика, предпринимателя, педагога. Любая роль «требует» для своего качественного исполнения определенных знаний, навыков и умений. Чем меньше издательство, тем больше ролей приходится совмещать руководителям.
Главной проблемой является процесс формирования, становления руководителей, переход специалиста в ранг руководителя и приобретение в этой связи необходимых профессиональных качеств. Деятельность руководителей считается важной основой для научных исследований, развития управления как науки.
Четвертое значение – издательский менеджмент является разновидностью профессиональной деятельности, включающей классическую триаду: предмет труда, средства труда и человека, который обладает определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих трех составляющих тем или иным образом способом называется организацией труда. Подобное понимание издательского менеджмента связано с решением таких проблем, как подбор и расстановка персонала, повышение его квалификации; составление квалификационных характеристик (КХ); организация труда руководителей, специалистов, технических и вспомогательных работников; построение и использование информационных систем и технологий; стимулирование (мотивация) труда, включая его оценку.
Пятое значение – издательский менеджмент представляет собой процесс, включающий ряд составляющих (необходимых и достаточных). Основные составляющие этого процесса приведены в табл. 1.
Таблица 1. Основные элементы процесса издательского
менеджмента и техники личной работы руководителя
Основные составляющие процесса управления
Составляющие техники личной работы руководителя

Информация
Информационные системы на рабочем месте
Методы анализа информации

Цели, задачи
Определение и формулирование целей, задач;
Дерево целей, задач; Планирование собственной работы

Управленческие решения

Работа с организационно-распорядительными документами, их подготовка Методы подготовки и принятия решений

Функции и организационная структура

Механизм распределения и закрепления функций Взаимодействие с должностными лицами по «вертикали» и «горизонтали» Организация рабочего места руководителя

Люди (персонал, кадры)
Слово как основной инструмент управления людьми;
Речь руководителя – коммуникативная, публичная, инструктивная;
Позы, мимика, жесты. Контакты с людьми, в том числе по телефону;
Деловая одежда руководителя – для мужчин и женщин;
Служебный этикет
Общение с авторами

Ресурсы

Виды ресурсов – информационные, материальные, трудовые, финансовые, временные (время как ресурс)

Время
Управление временем (тайм-менеджмент)
Время руководителя (тайм-менеджер)

Обратная связь – учет, контроль
Учетные, контрольные системы в труде руководителя

Любой вид управления требует наличия информации, которая в «человеческих системах» организуется тем или иным образом. На ее основе происходит определение, формулирование и закрепление (в организационно-административных документах) целей, задач. Целевая ориентация – это та часть социального управления, за которой следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление определенным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления необходимо также увязать цели, задачи и решения с ресурсами – информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Ресурсное обеспечение – важное условие достижения намеченных целей, задач, принимаемых решений. Для достижения тех или иных результатов используются разнообразные формы и методы управления или средства. И, наконец, в процессе управления используется обратная связь – учет, контроль, проверка исполнения. Таким образом, социальное управление – это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения.
Шестое значение – издательский менеджмент рассматривается как наука, искусство и учебная дисциплина. Основа любой науки – методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях. В науке управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное, конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов.
Другая составная часть науки управления – теория (эмпирическая) или система обобщенного знания (макротеория), которая существует на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста), а также на уровне значительного числа обобщений.
Необходимой частью управления как науки выступают и методики: исследовательские – представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации; деловые – помогающие решать конкретные практические проблемы; диагностические – используемые в консультативной деятельности. Для решения определенных проблем применяются комплексные методики.
Совокупность методологии, теорий (теории информации, функций, оргструктур, управленческих решений и т.д.) и методик представляет собой науку издательского менеджмента. Составной частью этой науки являются образцы конкретного опыта (в виде книг), обеспечивающие высокие результаты в деятельности руководителя и возглавляемого им издательства. На деловом языке этот род литературы называется «книгами успеха».
Итак, Издательский менеджмент как наука = Методология + Теория (теории) + Методики + Образцы конкретного опыта.
Связующим звеном между наукой и практикой является система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. В этой системе происходит трансформация науки в учебные дисциплины на основе определения целей и задач учебного процесса, объема времени, отводимого на обучение кадров. При прочих равных условиях эффективность учебного процесса определяется квалификацией преподавателей, условиями их труда, уровнем организации учебы, обучающими технологиями, а также степенью развития (развитости) самой науки управления.
1.1.1. Общие особенности вузовского издательского менеджмента
на примере издательства «Литера» (при Высшей школе
предпринимательства и бизнеса г. Москвы)
Специфику издательского менеджмента можно выразить в трех «И», которые находятся в диапазоне «вход – издательство – выход» (рис. 1).
Вход ((((( Издательство ((((((( Выход
Авторы (информационные предложения – произведения, имеющие различные формы)

Производство информац: книг, брошюр, альбомов, буклетов, плакатов и др.

Широкий спектр информационных потребностей потребителей: индивидуальных, групповых, коллективных

Издательские нформационные системы и технологии, с помощью которых создаются информационные продукты.

Рис. 1. Особенности издательского менеджмента – три «И»
1. Производство информационных продуктов на основе информационных предложений.
2. Использование при производстве (выпуске) информационных продуктов издательских информационных систем и технологий.
3. Широкий спектр информационных потребностей потенциальных потребителей и определенная издательская ниша.
Выделение трех «И» и используемая терминология являются довольно продуктивными, поскольку каждое «И» выражает очень важную проблематику издательского менеджмента. Если использовать прием соотнесения, то можно обозначить следующие проблемы.
В рамках первого «И». В каком виде в ближайшее время и в несколько отдаленном будущем издательства смогут выпускать свои информационные продукты? Насколько это будет соответствовать потребностям пользователей? Какое «техническое подкрепление» необходимо для этих новых продуктов?
Для вузовских издательств большое значение имеют изменения, которые происходят и будут происходить в технологиях обучения, поскольку они требуют соответствующих изменений в издаваемой учебной, учебно-методической, справочной и другой литературе (как по форме, так и по содержанию).
Применительно ко второму «И»: Какие информационные системы и технологии в настоящее время представляют собой передовое достижение науки и техники? Какими преимуществами они обладают по сравнению с прежними? Что необходимо практически сделать в издательстве для освоения этих информационных систем и технологий? Какие из этих новых систем и технологий могут «подойти» в ближайшее время к издательствам? Что представляют собой перспективные издательские системы и технологии?
Данный круг вопросов показывает, в частности, важность технико-технологического развития вузовских издательств как в целом, так и конкретного издательства.
В пределах третьего «И»: Какие существуют информационные потребности и насколько полно они удовлетворяются в настоящее время? Какие информационные потребности, с точки зрения содержания и формы, существуют у наших потребителей, и как они удовлетворяются? Какие новые потребности могут появиться в ближайшие годы и что следует предпринять в этой связи?
Поскольку «Литера» работает в тесном контакте с кафедрами (более того больше половины сотрудников является, или ранее являлось, сотрудниками кафедр), то ответы на эти вопросы также должны быть «контактными».
Таким образом, все три «И» можно объединить в одну формулу:
ИМ ( (ПИПр – ИСиТ) ( ИПП,
где ИМ – издательский менеджмент; ПИПр – производство информационного продукта; ИСиТ – издательские системы и технологии; ИПП – информационные потребности потребителей.
Данная формула, по сути, выражает значимость издательского менеджмента. От его уровня зависят все включенные в нее три «И». В то же время в этой формуле не отражены технические и технологические тенденции, оказавшие и оказывающие влияние на практику издательского менеджмента, в издательстве «Литера».
В менеджменте вообще и издательском в частности приходится считаться с так называемыми основными параметрами, или характеристиками управляемой системы. Если взять основные параметры невузовских (государственных и негосударственных) и вузовских издательств и сопоставить их, то мы получим определенное представление о специфике менеджмента в вузовском издательстве. В табл. 3 представлено шесть основных параметров, по которым проведено сопоставление среднестатистического невузовского издательства и вузовского издательства «Литера» при Высшей школе предпринимательства и бизнеса. Именно эти параметры определяют специфику менеджмента.
Таблица 2. Сравнение среднестатистического невузовского издательства с вузовским издательством «Литера» по ряду признаков.
Признаки

Издательства

Невузовское

Издательство «Литера» при ВШПиБ

Численность работников, чел.
От 30-50 до 300 и более
15 человек

Структура
Иерархическая
Смешанная

Выполнение функций
Разделение и
специализация
Совмещение функций и ролей

Цикл издательского процесса
Относительно
удлиненный
Короткий

Преобладающий тип потребителей
Разнообразный
Преподаватели, аспиранты, студенты, слушатели, абитуриенты.

Степень свободы в выборе тематики и названий изданий
Большая
Меньшая

Таким образом, вузовское издательство «Литера» представляет собой коллектив из 15 человек, что в принципе превышает обычное количество работников в аналогичном вузовском издательстве. Его структура достаточно проста, практически в каждой должности возможны совмещения различных профессий. Цикл издательского процесса (в целом) относительно небольшой. Среди покупателей учебной литературы издательства (потребителей продукции) преобладают студенты, аспиранты, слушатели и преподаватели. Их потребности и определяют, собственно, тематику книг и в конечном счете свободу ее выбора по сравнению с невузовскими издательствами.
Разумеется, каждое вузовское издательство имеет какие-то свои особенности, определяемые конкретными условиями создания и функционирования. Обладает таковыми и издательства «Литера». Это прежде всего значительно расширенное число читателей за счет вовлечения сети Internet: многие статьи и тематические приложения издательства размещены на ее страницах. Эта «специфика в специфике» также накладывает отпечаток на стиль и методы менеджмента именно в данном издательстве. Не использование новых технологических возможностей приводит в действие так называемые факторы неэффективности, которые отрицательно влияют на конечные результаты всей деятельности издательства.
1.2. Понятие и виды функций управления
Функции управления – это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом (системой), в нашем случае, вузовским издательством. Они могут рассматриваться применительно к должности (функции работника, должностного лица), подразделению (функции редакционно-издательского отдела, кафедры и т.д.), органу управления (функции ректора, декана и др.). Функции управления отражают разделение, специализацию и кооперацию труда как по горизонтали, так и по вертикали.
Важным является соотношение понятий «цель», «задача», «функции управления». Цели и задачи, как правило, требуют реализации целого ряда функций, т.е. достижение цели, задачи складывается из определения (какие функции нужно выполнять?) и практической реализации функций (кто, когда и как их выполняет?).
Функции классифицируют на два вида – общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные).
Впервые общие функции выделены А. Файолем, прошедшим путь от рядового работника до руководителя крупной компании. Обобщая практический опыт деятельности руководителей, он относил к общим функциям предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль. А.Файоль писал: «Управлять – это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть – значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать – значит создать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить – значит заставлять функционировать личный состав. Координировать – значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать – значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам».
В настоящее время состав общих (основных) функций в издательстве «Литера» выглядит следующим образом:
прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.
Практический смысл общих функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления вузовским издательством – от постановки целей, задач в планировании до последующего учета и контроля фактических результатов. Многообразие конкретных функций связано с выполнением общих функций. Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) управления издательством. Основные проблемы в области конкретных функций следующие:
1) определение состава функций, которые необходимо выполнять, для чего используются аналоговый подход, рекомендуемые наборы (перечни), модульный принцип (количественно-качественные характеристики объектов и субъектов управления);
2) увязка функций и организационной структуры или определение организационных форм, с помощью которых будут выполняться функции;
3) закрепление функций с помощью регламентов – положений о подразделениях и должностных инструкций.
Организационным механизмом распределения и закрепления функций является организационно-исполнительская система (ОИС). Ее назначение – создание определенности в работе: кто, что и к какому времени должен делать. Элементами ОИС являются:

· цели, задачи (что необходимо достигнуть, выполнить);

· участники (кто выполняет работу);

· функции, обязанности (что нужно делать);

· права (что можно делать);

· ответственность (оценка действий и бездействий, гарантия выполнения работы);

· время (в какой срок выполняется работа).