Жизненный цикл организации малого и среднего бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
1.1. Цикличность роста развития рыночной экономики
2. Жизненный цикл организации и его основные стадии
2.1. Что такое жизненный цикл организации?
2.2. Жизненный цикл продукта и организации
2.3. Стадия создания организации
2.4. Стадия роста организации
2.5. Стадия зрелости организации
2.6. Стадия спада
3. Особенности законов организации и законов для организаций
3.1. Закон синергии
3.2. Закон самосохранения
3.3. Закон и принципы развития
3.4. Законы организации второго уровня
4. Роль цикличности в развитии рыночной экономики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Новые реалии экономики побуждают к некоторому переосмыслению многих, казалось бы, вполне устоявшихся трактовок теоретических проблем. Одна из них циклы и кризисы. Сегодня их объяснение освобождается от политизированных оценок, в частности от однозначного негативного истолкования цикличности развития и ее последствий.
Последнее все более рассматривается с позиций объективной неравномерности инвестиционного процесса, устанавливается связь с протеканием не только малых циклов, но и так называемых длинных волн.
Вместе с тем, в пересмотре, о котором идет речь, порой допускаются неоправданные увлечения. Здесь, прежде всего, следует сказать о попытках автоматического перенесения циклической характеристики на наше современное хозяйство. Верно, конечно, что кризисные процессы у нас есть, и их немало.
Но они совершенно не «вписываются» в картину цикла и имеют иную природу. Нет нужды доказывать, что неверное ее понимания создает препятствия на путях поиска входа из экономического кризиса.
Вообще, рыночная экономика любой страны обладает склонностью к повторению экономических явлений. Эту особенность заметили экономисты еще в первой половине девятнадцатого века. В частности, пытаясь выявить причины перепроизводства, проявляющиеся в значительном превышении предложения товара над спросом на него с одновременным понижением до критического уровня, экономисты обратили внимание на периодичность понижения или повышения спроса, увеличение объемов производства или его застой. Проблема имела столь огромное значение, что ее не обошел практически не один экономист 19 и 20 веков. Проблеме циклического развития посвящены работы А. Шпитгофа, М. Туган-Барановского, К Маркса, К. Веблена, У. Митчелла, Дж. М. Кларка, Дж.Хикса, Дж.М.Кейнса и Шумпетера, Н.Д.Кондратьева, П.Самуэльсона и т.д.
И хотя их работы объединены единой темой, но в них можно найти множество трактовок, объясняющих причины, фазы и характеристику циклов, различные пояснения и прогнозы. Поэтому, вопрос циклических и нециклических колебаний остается до сих пор актуальным, В связи с чем он и рассматривается в данной курсовой работе.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания жизненного цикла организаций малого среднего бизнес, как составляющей общего экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Исследовать и проанализировать работы отечественных и западных экономистов по данному вопросу;
Раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
Рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
Рассмотреть законы организации и их влияние на жизненный цикл;
Исследовать роль циклического развития в экономике России.

1. Цикличность как форма движения рыночной экономики

По сути здесь речь о непрерывных колебаниях деловой активности, взлетах, падениях рыночной конъюнктуры, чередовании преимущественно экстенсивного и преимущественного интенсивного типов экономического роста.
Эпицентр циклического движения
· экономический кризис, в котором обозначается предел и в тоже время обнаруживается импульс роста экономики. Кризис, таким образом, при всех его разрушительных проявлениях выполняет стимулирующую функцию, давая начало преимущественно интенсивному типу экономического роста, служит важнейшим элементом саморегулирования рыночной экономики.
Глубинным процессом, влияющим на длительность и глубину циклических колебаний, является движение инвестиций. Кризис образует исходную базу для новых массовых капиталовложений. Во
· первых, потому, что он, обесценивая основной капитал, создает тем самым условия для обновления производственного аппарата. Во
· вторых, он понуждает к тому, чтобы такое обновление происходило на новой технической основе, позволяющей снизить издержки производства и восстановить докризисный, а затем обеспечить и более высокий уровень прибыли. Расчищая путь для массовых инвестиций на новом техническом уровне, кризис толкает экономику к переходу в новую, превосходящую прежнюю фазу.
Кризис, таки образом, завершает период оборота большинства индивидуальных капиталов и дает начало новому циклу оборота. Осуществляется не только замена, но и обновление нового капитала. Моральный износ техники и динамика научно
· технического прогресса таковы, что делают это обновление несинхронным применительно к масштабам всей экономики. Дополнительную неравномерность придает массовому обновлению основного капитала изменчивость конъюнктуры. Поэтому реальный циклический процесс предстает сложным явлением, обуславливаемым связанными между собой факторами
· оборотом основного капитала, научно
· техническим прогрессом, динамикой конъюнктуры. Соответственно для понимания данного цикла и должны изучаться все эти факторы в их конъюнктурных значениях и динамике.

1.1. Цикличность роста развития рыночной экономики
Цикличность
· это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса.
Цикличность
· важнейший фактор экономической динамики, один из детерминанта макроэкономического равновесия. Наиболее характерная черта цикличности
· движение происходит не по кругу, а по спирали.
Поэтому, цикличность
· форма прогрессивного развития.
Цикличность
· это движение от одного макроэкономич6еского равновесия в масштабах, как минимум национальной экономики, к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе, ее отраслевой структуры.
Одновременно цикличность очень чувствительна к государственному воздействию на национальную экономику и на мировое хозяйство в целом.
Из сказанного ясно, что кризис служит толчком к массовому обновлению основного капитала в малых и внедрению базовых нововведений в больших циклах.
Однако условия для циклических колебаний создают не сами по себе капиталовложения. Важен объективно заложенный в общественно
· экономической системе мотив инвестиционной деятельности. Им в нормально действующей рыночной экономике является достаточная прибыльность частного предпринимательства.
Если она обеспечивается, существует экономическая основа для распространения результатов экономического прогресса. Норма прибыли выступает, с одной стороны, показателем эффективности производства, с другой – его стимулом и регулятором. Снижение прибыли отражает падение эффективности предпринимательства, перенакопление капитала.
Средствами решения возникающих в данной связи проблем в рамках малых циклов служат модернизация и техническое улучшение производства, ведущие к расширению рынка. В рамках больших циклов для выхода из такой ситуации требуется уже структурная перестройка экономики с соответствующей модификацией сложившегося хозяйственного механизма. Решение данной задачи предполагает резкое усиление инновационной деятельности предпринимателей, перевод на принципиально новый технический уровень традиционных предприятий и отраслей производства, изменение форм и методов организации труда, использование рабочей силы, Следовательно большие циклы характеризуются не только расширением рынка, но и созданием новых рынков.
Изложенное позволяет, очевидно, провести грань между широко и часто используемыми в качестве синонимов понятиями: рост экономики и её развитие. Малые циклы, скорее, связаны с лишь с первым из этих понятий: в них достигается прежде всего устойчиво расширяющийся сбыт продукции. Он характеризуется не только количественным, большим нарастанием макроэкономических показателей, но и более глубоким изменением в накоплении капитала, сопровождаемым увеличением материального богатства общества. Иное дело развитие экономики, обозначающее, что в ней генерируются импульсы кардинального изменения её технической структуры. При реализации последних рынок пополняется множеством нововведений, причем не только товаров и услуг, но и технологий, ресурсов или новых ареалов сбыта. Объяснение здесь в том, что предпринимательская активность направляется на поиск ориентиров развития, поскольку прежние себя исчерпали.
Такой ход событий во многом диктуется тем, что низок риск нововведений. Инновации в подобных условиях становятся рыночным ориентиром для массы предпринимателей, определяя основное направление развития. В результате создаётся более ёмкий рынок сначала для факторов производства, а затем и для спектра отвечающих новым требованиям продукции и услуг. ем эффективнее новые технологии, чем шире они распространяются в производстве и чем сильнее импульс, задаваемый инновациями всей экономике, тем успешнее накопление реального капитала, тем выше рост его эффективности или производительности. В этом заключается итог стадии развития, в целом обеспечивающий рост экономики и её благополучие на десятилетия.
С такой диалектикой развития, воплощенной в длинных «волнах», связано все циклическое движение.

2. Жизненный цикл организации и его основные стадии
Эффективная и устойчивая деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию. Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Какие-то из них развиваются быстрее и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на какой стадии развития находится организация, и оценивать, насколько осуществляемая деятельность и принятый стиль управления соответствуют этой стадии.

2.1. Что такое жизненный цикл организации?
Жизненный цикл
· это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост,
зрелость и упадок. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Графически один из вариантов основных этапов жизненного цикла организации представлен на рис. 1. По восходящей линии показаны создание, рост и зрелость организации, по ниспадающей кривой
· спад.
Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?

Рис. 1 Жизненный цикл организации

Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса о целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.

2.2. Жизненный цикл продукта и организации
Жизненный цикл продукции (см. также модуль «Управление маркетингом»)
· это временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени объемов производства.
Следует различать:

· полный жизненный цикл продукции;

· жизненный цикл продукции в сфере производства;

· жизненный цикл продукции в сфере потребления.
Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий у потребителей.
Понятие жизненного цикла продукции используется для:

· планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности;

· организации послепродажного обслуживания изделий;

· выбора адекватных форм управления;

· создания необходимых структурных звеньев.

2.3. Стадия создания организации
Организация находится в стадии становления, цели
· недостаточно четкие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация маленькая, отношения между сотрудниками неформальные. Структура простая, плоская, нет разделения труда и специализации. Работа выполняется совместно. Контроль основывается на личном наблюдении владельца. Он же несет всю ответственность за принятые решения.
На этой стадии перед организацией стоят две задачи:

· доступ к необходимым ресурсам;

· овладение механизмом конкуренции.
Решение задач на «стадии создания» невозможно без анализа сложившейся ситуации, без получения всей необходимой информации.
Проанализируйте различные варианты развития вашей организации. Какой из них подходит для вновь создаваемой компании, а какой
· для компании, давно «обосновавшейся» на рынке?
С этой целью может быть использована табл. 1.
На стадии создания организации руководитель должен:

· изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;

· собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличием ресурсов и стратегией своей компании;

· взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала своей компании и внесения соответствующих корректив в ее стратегию;

· принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

· рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.

2.4. Стадия роста организации
На этой стадии развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия (предназначение) организации. Коммуникации и контроль в организации остаются неформальными. Ее члены затрачивают на работу много времени, демонстрируют коллективность и высокие обязательства. Однако, когда организация начинает
Таблица 1
Анализ ситуации на стадии создания организации
Направление и этап

Цель

Методы

Результаты

Выбор товара
Или услуги

Определить нишу
на рынке

Изучить объемы
продаж и удовлетворяем ость спроса(ем
кость рынка), а также
возможность вытеснения товара

Возможный объем
продажи товара

Оценка действий
Конкурентов

Определить возможности конкурентов
для занятия данной
ниши на рынке

Изучить работу аналогичных предприятий:
технологию, организацию, качество, затраты, снабжение, сбыт,
исследования и инфраструктурные связи

Доминирующий
фактор конкуренции

Анализ схемы предпринимательства

Определить требуемые ресурсы и возможность их получения

Изучить возможности
Создания (приобретения, установки, пуска
или работы) технологии, обеспечения
сырьем, материала
ми, помещениями,
услугами, капиталом

Анализ общего
окружения

Определить значимость внешних
факторов

Изучить состояние
государственно-политических, экономических, технологических
и иных факторов.