Малые предприятия

Содержание

“” Введение – 2 –

“” .Понятие малого предпринимательства – 7 –
“” .Количественные критерии выделения малых предприятий – 9 –
“” .Типы малых предприятий – 13 –
“” .Основные формы малого предпринимательства – 15 –

“” Заключение – 17 –
“” Список литературы – 19 –

Введение

С самого начала российских реформ, с известного закона 1988 г. о кооперации, важная роль малых предприятий в возрождении отечественной экономики признававшаяся буквально всеми, кроме самых твердолобых сторонников «частичного улучшения» административно-командной системы. В декларациях на этот счет не было недостатка. Правительства, сменяя друг друга, неизменно принимали документы, призванные продемонстрировать их стремление поддержать малый бизнес, и даже иногда пытались их выполнить.
Однако, кроме короткого периода, когда малый предприниматель сначала получил право на жизнь (конец 1980-х гг.), а затем действительно начал стремительно наращивать свое присутствие в экономике (пользуясь тем, что до него не доходили руки у всевозможных контролирующих и администрирующих органов,
· так было в самом начале 1990-х гг.), российский малый бизнес вынужден был влачить жалкое существование, реализуя при этот лишь незначительную часть потенциала данного сектора. Ему не давали умереть, но и жить (во всяком случае «на свету») в качестве уважаемого и достойного социального слоя
· тоже. Чтобы охарактеризовать то положение, которое малое предпринимательство заняло в пирамидальной структуре российского общества, можно применить понятие «коммерческий пролетариат». И это сомнительное с точки зрения теории утверждение в сегодняшней России верно: статусная разделительная линия в современном российском обществе, по сути, пролегает не между предпринимателями и наемными работниками, а между кучкой «назначенных» олигархов и всем остальным населением, включая ту его часть, которая взяла на себя чуть большую ответственность за собственное благополучие. Малый предприниматель в силу специфики формирующегося нового российского капитализма не имеет, как правило, в собственности ни недвижимости, ни больших капиталов, ни иных производственных и финансовых ресурсов, а потому единственное, что этот пролетарий может потерять,
· воля к достижению поставленной цели и терпение, которое необходимо, чтобы ее достичь.
Надо отметить, что в силу исторической специфики России прочных традиций развития малый бизнес в стране не имел. И в досоветский период малое предпринимательство в европейском смысле слова
· как выросший из ремесла и мелкой торговли крепкий слой семейных фирм
· было развито достаточно слабо. Его прообразом можно считать сложившиеся к середине XIX века в рамках крепких крестьянских, так называемых посессионных, хозяйств полупромышленные формы производства, но это малое предпринимательство после отмены крепостного права либо перешло в разряд среднего (мануфактуры, торговые дома и т.п.), либо погибло, если не считать мелких лавок в городе и так называемых кулацких хозяйств в деревне. Советская власть, которая дала было возможность малому предпринимательству возродиться в первые годы НЭПа, вскоре сама же задушила его железной рукой. Причина нелюбви большевиков к малому бизнесу была понятна
· Ленин справедливо писал о том, что мелкотоварное производство, т.е. тот самый семейный малый бизнес, «ежедневно и ежечасно» рождает капитализм.
Последним ударом по зародышевым формам частнопредпринимательской инициативы были совершённые уже при Хрущеве, в годы «оттепели», решительные шаги по сокращению личных приусадебных хозяйств и ликвидации кооперативных артелей. После этого, как казалось, всякие ростки предприимчивости и инициативы, которые являются основным ресурсом малого бизнеса, в России искоренены всерьез и надолго.
Между тем малый бизнес в любой рыночной экономике
· это тот подлесок, без которого не бывает настоящего леса. Не случайно тема развития малого бизнеса и необходимых форм его поддержки с середины 90-х гг. стала разменной картой в политической борьбе со стороны представителей ряда политических движении и партий, а также высшего государственного чиновничества. В то же время наблюдаются стагнация данного сектора экономики, дефицит новых идей и дискредитация многих в целом правильных подходов к оценке ситуации и мер по ее исправлению. В этой обстановке малый бизнес
· примерно 5,5 млн. владельцев малых предприятии и индивидуальных предпринимателей
· не видит тех политических сил, которые могут артикулировать и отстаивать его интересы, а потому готов на предстоящих думских выборах поддержать так называемые государственнические силы либо «проголосовать ногами».
Следует отметить, что по своей социальной природе малое предпринимательство, с одной стороны, теснимое крупным бизнесом, с другой
· принимающее на себя первым все удары конъюнктуры, причем как экономической, так и политической,
· это малое предпринимательство неоднородно, что выражается в изменчивости его политических симпатий.
Уинстон Черчилль говорил, что, несмотря на довольно длительную историю развития предпринимательства в западном обществе, люди по-прежнему так и не могут прийти к единству во взглядах на его социально-экономическую роль. Одни видят в предпринимателях бешеных волков, которых нужно уничтожать, другие
· дойных коров, за счет которых должны существовать остальные члены общества. Между тем предприниматель
· ни то и ни другое. Он
· соль земли, мотор рыночной экономики.
В особенности это справедливо по отношению к малому бизнесу. С точки зрения экономической теории под малым предпринимательством
· в противовес крупному
· понимают обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего.