Монополия

Монополия на рынке труда

Содержание

“” Содержание
ВВЕДЕНИЕ
“” . Особенности рынка труда
“” . Монопсония на рынке труда
“” . Спрос на труд при различной структуре рынка благ и рынка труда
“” . Спрос на труд в ситуации олигополии на рынке благ
“” . Олигополистический рынок труда
“” . Двусторонняя монополия на рынке труда
ПРИМЕР МОНОПСОНИИ НА РЫНКЕ ТРУДА _ ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“” Литература

ВВЕДЕНИЕ
В экономической науке под рынком понимается институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки могут принимать различные формы, в том числе и форму рынка труда.
Рынок труда охватывает не только занятых во всех сферах народного хозяйства работников различной квалификации, но и не вовлечённых в общественное производство в данный момент трудоспособных людей.
В самом общем виде рынок труда
· это экономическое отношение спроса и предложения рабочей силы.
Рынок рабочей силы
· совокупность экономических отношений между собственниками рабочей силы
· свободными гражданами
· и покупателями этой рабочей силы
· предпринимателями.
И всё же основными элементами рынка труда являются спрос и предложение, стоимость и цена рабочей силы.
Спрос
· количество рабочей силы, которое работодатель готов и в состоянии купить по некоторой цене в течение определённого времени.
Основными факторами, влияющими на спрос, являются увеличение спроса на производимые этим трудом продукты или услуги, производительность данного вида труда, изменение цен на другие вводимые факторы производства.
Величина предложения
· это численность людей, работающих по найму или ищущих такую работу.
Предложение рабочей силы характеризуется численностью и составом людей (по полу и возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим необходимым характеристикам), способных к труду и заинтересованных в получении работы на условиях найма.
К факторам, влияющим на предложение рабочей силы на рынке труда, относятся:
Экономические факторы (ставка заработной платы, общий уровень зарплаты, продолжительность рабочего времени и другое).
Социальные (состояние пенсионного обеспечения, престижные моменты).
Факторы, связанные с образованием и подготовкой кадров.
Психологические (желание работать).
Демографические (темпы роста населения).
В этом докладе изложено положение сложившееся на рынке труда, спроса и предложения рабочей силы в Тюмени и Тюменской области.
На самом деле никто не застрахован остаться без работы. По международной статистике 98 % людей хоть раз были безработными. Поэтому проблема взаимоотношения работодателя и безработного на рынке труда всегда останется проблемой как макро-, так и микроэкономики.

I. Особенности рынка труда
Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Так что же продается и покупается на этом рынке? Ответ как будто очевиден, – конечно же, труд. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А ведь экономическая, а, следовательно, и политическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), и постольку не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов – уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель – бизнес или государство – покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Поэтому в общепринятом выражении «рынок труда» нам следует видеть категорию «рынок услуг труда». Сделав эту оговорку, мы избавляем себя от необходимости каждый раз уточнять, что покупаются или продаются именно услуги труда, а не труд. Далее мы будем пользоваться общепринятыми терминами «рынок труда», «спрос на труд», «предложение труда» и т. п.
Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или факторов производства, является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса. Так, рост потребности в хороших дорогах вызовет увеличение спроса на услуги дорожных рабочих, а падение спроса на автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей.
Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка:
– во-первых, большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника.