Полезность товара

Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Место и роль цен в хозяйственном механизме
“” .1. Понятие цены и ценообразования
“” .2. Сущность цены

“” Глава 2. Полезность товара
“” .1. Понятие полезности товара
“” .2. Закон убывающей предельной полезности. Количественный (кардиналистский) подход
“” .3. Порядковый (ординалистский) подход полезности
“” .4. Кривые безразличия

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Цена – сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан.
С внедрением в экономику рыночных отношений роль и значение цены в экономических процессах кардинально изменились. Устанавливаемые собственниками товаров цены проходят проверку на рынке, где под воздействием рыночных факторов определяется их окончательный уровень. Возникают принципиально новые подходы к методам ценообразования. Решающую роль в формировании цен начинают играть спрос и предложение, полезность и качество товаров.
Ценообразование является сложным и противоречивым процессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты.
Теория ценообразования в экономике рыночного типа нашла отражение в ставших классическими работах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах представителей неоклассической школы – А. Маршалла, У. Джевонса, Л. Вальраса, Ф. Эджуорта, Дж. Хикса, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона, Дж. Стиглера и др. Вместе с тем достаточно полная теоретическая база ценообразования характеризуется значительным разбросом основополагающих принципов ценообразования.
В теории цены существует два основных направления:
затратное, в основе которого лежит трудовая теория стоимости;
маржинальное, базирующееся на понятии полезности.
В основе затратного направления в ценообразовании лежит трудовая теория стоимости, разработанная А.Смитом, Д.Рикардо, К.Марксом, Дж.Миллем. Сторонники трудовой теории стоимости считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что имеют общую основу. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара, а только трудовые затраты, воплощенные в товаре, т.е. стоимость. Необходимое условие обмена – различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительные стоимости различных товаров как качественно разнородные являются количественно несоизмеримыми.
В основе маржинального направления лежит теория предельной полезности (или ценности), которая в свою очередь включает два направления: количественное (кардиналистское), базирующееся на определении величины полезности, и порядковое (ординалистское), базирующееся на возможности ранжирования товаров потребителем по их предпочтительности.
Представители теории предельной полезности (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, В. Парето и др.) противопоставляют стоимости как объективному воплощению труда в товарах полезность и субъективную ценность, выражающие отношение человека к вещи.
Противники трудовой теории стоимости утверждают, что теория предельной полезности (ценности) товара лучше объясняет механизм рыночного хозяйства.
На основе теории предельной полезности действительно можно объяснить механизм функционирования рынка, но это не значит, что трудовая теория стоимости носит ненаучный характер. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности имеют одинаковое право на существование.

Глава 1. Место и роль цен в хозяйственном механизме
1.1. Понятие цены и ценообразования

Ценообразование – одно из важнейших звеньев хозяйственного механизма. Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета.
Система цен не только пассивно отражает состояние экономики, она активно воздействует на воспроизводственный процесс и на распределительные отношения. Ценообразование и система цен – важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач.
Цены используются при прогнозировании объемов и темпов производства отдельных отраслей и сфер материального производства, величины национального дохода, общехозяйственных пропорций и отраслевой структуры промышленности. Уровни и соотношения цен оказывают прямое воздействие на качественные показатели деятельности предприятий, на развитие и формирование структуры производства и потребления. Особое значение категория цены имеет для показателей себестоимости продукции, экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, для системы экономического стимулирования. Цены относятся к числу важнейших показателей, определяющих жизненный уровень населения.
Таким образом, от правильного решения теоретических и практических проблем ценообразования во многом зависит эффективность хозяйственного механизма, стабильность общества. В свою очередь, хозяйственный механизм оказывает огромное влияние на цены и ценообразование.
При всей важности и значимости цен они лишь производное от выбранной модели хозяйствования. Так, затратные цены были порождены затратным хозяйственным механизмом, т.е. такой системой управления, планирования, финансирования, материально-технического снабжения, оценки деятельности и формирования доходов предприятий, при которой деятельность предприятий оценивалась по степени выполнения централизованно устанавливаемых им вышестоящими органами управления плановых заданий, а их финансовое положение определялось не эффективностью деятельности на рынке, а решениями вышестоящих органов управления.
В плановой экономике ценообразование также было плановым: цены формировались на основе предусмотренных народнохозяйственными планами пропорций и утверждались в централизованном порядке государственными органами ценообразования, по плану осуществлялись изменения в методологии ценообразования, проводились пересмотры и реформы цен.
Нормальное развитие рыночной экономики невозможно без рыночных цен, которые выполняют роль регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий, способствуют поддержанию основных хозяйственных пропорций. Однако полный отказ от государственного управления ценами и ценообразованием представляет другую крайность. В странах с развитой рыночной экономикой ценообразованием управляют и государство и рынок.
Необходимость государственного регулирования цен объясняется их огромной экономической и социальной значимостью. Неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается спадом промышленного производства, снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов. Государственное регулирование цен в рыночной экономике осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов, к которым относятся: контроль за ценами, установление границ их изменений и даже «замораживание» цен, воздействие на издержки производства и прибыль путем льготного кредитования и налогообложения, таможенного и валютного регулирования и т.д.

1.2. Сущность цены

Цена – это историческая экономическая категория, свойственная лишь товарному производству, она не существовала до него и исчезнет вместе с исчезновением товарно-денежных отношений. Цена возникла, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения.
Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости была дана К.Марксом. Он предложил ставшее классическим определение цены как денежного выражения стоимости,
«Цена, взятая сама по себе, есть не что иное, как денежное выражение стоимости».
«Цена товара есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда».
Таким образом, в соответствии с трудовой теорией стоимости К. Маркса цена есть денежное выражение стоимости товара или денежное выражение овеществленного в товаре общественного абстрактного труда.
Цена не является природным свойством продукта труда. Сами по себе продукты труда не имеют цены. Цену имеет лишь такой продукт труда, который приобретает определенную общественную форму – форму товара. Существование цены обусловлено наличием стоимости.
Как форма стоимости цена также является общественным свойством товара и выражает производственные отношения товаропроизводителей. Цена – это экономическое отношение, прикрытое товарно-денежной оболочкой.
Понять содержание цены можно только в ее взаимосвязи со стоимостью. Однако цена не сводится всецело к стоимости, она самостоятельна по отношению к ней: цена представляет собой форму проявления стоимости, а форма, как известно, может не совпадать с содержанием.
Форма цены также может отклоняться от своего содержания – стоимости товара. Самостоятельность цены по отношению к стоимости определяется тем, что цена, являясь показателем величины стоимости товара, в то же время есть и показатель его менового отношения к деньгам. В меновом отношении товара к деньгам выражается не только величина стоимости товара, но и конкретные условия его реализации. Иными словами, на цену оказывают влияние не только стоимость, но и факторы, связанные с условиями реализации товара, – соотношения спроса и предложения, конкуренция и т.д.
Самостоятельность цены по отношению к стоимости не является недостатком стоимости. Это свойство цены может использоваться, и используется, как экономический рычаг воздействия на экономические интересы. Отклонения цены от стоимости характерны для любого товарного производства, но при разных общественных условиях эти отклонения происходят по разным причинам.
В условиях товарного производства, основанного на частной собственности (простого и расширенного), отклонения цены от стоимости, возникающие под воздействием таких факторов, как несовпадение спроса и предложения товаров, конкурентная борьба, обесценивание денег и др., составляют механизм стихийного действия закона стоимости. При господстве общественной собственности на средства производства, в социалистической экономике, отклонения цены от стоимости устанавливаются в плановом порядке и используются государством как экономический инструмент планового воздействия на производство, реализацию и использование продукции.
Отклонения цены от стоимости могут быть количественными и качественными, устойчивыми и временными.
К. Маркс, исследуя природу цены, отмечал: «Величина стоимости товара выражает… необходимое, имманентное самому процессу созидания товара отношение его к общественному рабочему времени. С превращением величины стоимости в цену это необходимое отношение проявляется как меновое отношение данного товара к находящемуся вне его денежному товару. Но в этом меновом отношении может выразиться как величина стоимости товара, так и тот плюс или минус по сравнению с ней, которым сопровождается отчуждение товара при данных условиях. Следовательно, возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены».
В условиях рыночной экономики стихийно складывающиеся соотношения между спросом и предложением товаров обусловливают конъюнктурные колебания цен относительно стоимости. Совпадение цен конкретных товаров с их стоимостями – чрезвычайно редкое, исключительное явление, когда величина платежеспособного спроса совпадает с предложением товаров. Конъюнктурные колебания рыночных цен не отменяют реального стоимостного содержания цены, в рыночной экономике они представляют собой единственно возможную форму проявления стоимости как закона цен. Суть закона стоимости как закона цен не в отклонении цены от стоимости, а в том, что в конечном счете основой цены, несмотря на все колебания, остается стоимость.
Количественное отклонение цены от стоимости возможно лишь для отдельного товара, для всей массы товаров сумма их цен должна быть равна сумме стоимостей. Закон равенства суммы цен сумме стоимостей является объективным. Его нельзя произвольно нарушить или обойти, его можно лишь сознательно использовать для тех или иных целей. Этот закон одинаково объективно действует и в условиях рыночной, и в условиях плановой экономики.
Возможность отклонения цен конкретных товаров от их стоимостей может привести к нерациональному расходованию общественного труда. Поэтому цены должны иметь тенденцию приближения к стоимости. Для этого К. Маркс считал необходимым наличие следующих условий: 1) совпадение в целом и по отдельным товарам объемов производства и потребностей; 2) пропорциональное развитие отдельных сфер и видов производства; 3) обеспечение соответствия спроса и предложения.
Цены могут приближаться к стоимости, если объем и структура производства будут достаточно полно соответствовать объему и структуре общественных потребностей.
Отклонение цены от стоимости, как уже отмечалось, может быть не только количественным, но и качественным.
«…Форма цены, – писал К. Маркс, – не только допускает возможность количественного несовпадения величины стоимости с ценой, она может скрывать в себе качественное противоречие, вследствие чего цена вообще перестает быть выражением стоимости
·».
Качественные несовпадения цены со стоимостью могут выражать два аспекта: во-первых, цена может быть мнимой формой стоимости, во-вторых, выражать ее исторически особенное содержание.
К. Маркс отмечал: «Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом… Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает лишь потребительную стоимость, но не товар».
Товар может передаваться потребителю бесплатно, т.е. иметь стоимость и не иметь цены; вещь, не являющаяся продуктом труда, не имеющая стоимости, может иметь цену.
Временные отклонения цены от стоимости вызываются действием таких факторов, которые имеют временный, преходящий характер, могут быть ликвидированы в короткий промежуток времени. Главное место среди таких факторов занимают конъюнктурные колебания спроса и предложения по отдельным товарам.
Устойчивые отклонения – это непреодолимые в данной экономической формации или на данной стадии ее развития отклонения цен от стоимости. Они вызываются постоянно действующим объективным фактором. В результате устойчивого, постоянного отклонения цены от стоимости рыночные цены начинают колебаться не вокруг стоимости, а вокруг этого отклонения, непосредственной основой цены начинает выступать не сама стоимость, а ее превращенная форма, называемая модифицированной стоимостью.
Модифицированной формой стоимости называется превращенная форма стоимости, величина которой устойчиво отклоняется вверх или вниз от самой стоимости.
Модифицированная форма стоимости различна при разных формах товарного производства.