Рыночные отношения – модели принципы перспективы

Содержание

“” Введение

“” . Рынок как система отношений товарного обмена
“” .1.Условия возникновения рынка
“” .2.Сущность рынка и его структура

“” . Модели рыночных отношений и их перспективы
“” .1. Многообразие рыночных экономик: причины и условия
“” .2. Модели «экономического либерализма», «экономического дирижизма», «экономического администрирования» и их особенности в различных государствах
“” .2.1. Модель «экономического либерализма»
“” .2.2. Модель «экономического дирижизма»
“” .2.3. Модель «экономического администрирования»

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В системе естественных, технических и общественных наук экономике принадлежит последнее, наиболее трудное, «интеллектуальное» направление. Здесь математические модели, предельно формализованные вычислительные выражения, используются, к сожалению, крайне редко из-за сложности предмета. Тем не менее такой обширный и важный раздел экономической науки, как маржинализм, целиком основан на математических моделях, которые его прекрасно иллюстрируют и графически, и численно. Но нет никаких сомнений
· количественный фактор и фактор математической моделируемости со временем будут возрастать.
Итак, одной из основных категорий теории познания, ее главным инструментом является моделирование: исследование явлений, процессов или каких-либо систем путем построения и изучения их моделей
· упрощенных образов. Модель в широком смысле
· это любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема и др.) какого-либо объекта, процесса или явления. Реальности являются «оригиналами» моделей. Между «оригиналом» и моделью всегда существует различие, равно как и философское различие между истинами абсолютными и относительными. В этой связи можно заметить, что относительные истины есть модели истин абсолютных.
Модели описываются на любых формализованных языках, в том числе
· на языке математики. Математические модели, пожалуй, самое мощное средство научных исследований. Но они, как уже говорилось, применимы не часто.
Любая модель создается тремя путями:
а) в результате прямого наблюдения явления, посредством его прямого изучения и осмысливания; такие модели называются феноменологическими;
б) в результате некоторого процесса дедукции, когда новая модель получается как частный случай из некоторой более общей модели; такие модели называются асимптотическими;
в) в результате процесса индукции, когда новая модель является естественным обобщением «элементарных» моделей, это модели ансамблей.
Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной капиталистической системе также присущи различные модели.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
В нашей работе мы попытаемся рассмотреть принципы и модели рыночных отношений
· а именно: модели «экономического либерализма», «экономического дирижизма», «экономического администрирования» и их особенности в различных государствах.
1. Рынок как система отношений товарного обмена
1.1.Условия возникновения рынка
Можно дать несколько определений рынка.
Рынок
· это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок
· это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок
· это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.
Хотя конечная, естественная цель экономической жизни
· это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы
· ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т. е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.
Но распределение
· это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.
Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.
Часто говорят, что рынок
· одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка
· это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.
Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?
Первое условие
· общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них
· отделение скотоводства от земледелия, вторая
· выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья
· возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не бьыи вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы имеем зародыш бартера
· одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т. е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужньис для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.
Второе условие
· это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т. е. с государственным участием, и т. д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие
· самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
1.2.Сущность рынка и его структура
Обратимся теперь к выяснению структуры рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка (рис. 1). Таким образом, рынок охватывает, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.
EMBED Word.Picture.8
Рис. 1. Структура рынка
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций (рис. 2).
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рис. 2. Функции рынка
Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
Функция регулирующая
· самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды
· одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена
· это сигнал к расширению производства, падает цена
· сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
Функция санирующая. Рыночный механизм
· это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
2. Модели рыночных отношений и их перспективы
2.1. Многообразие рыночных экономик: причины и условия

В настоящее время в России создается рыночная модель функционирования всей экономической системы хозяйствования.
В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах с развитой рыночной экономикой. Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

· от географического положения;

· от наличия природных ресурсов;

· от исторических условий развития;

· от традиций населения и его обычаев;

· от уровня развития производительных сил;

· от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

· наличие многообразных форм собственности;

· преобладание свободных цен на товары и услуги;

· развитая система свободной конкуренции;

· распространение предпринимательской деятельности;

· определенная система государственного регулирования экономики.
Рассмотрим влияние этих факторов применительно к странам с переходной экономикой.
Теоретическая и прикладная экономика разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако они касаются проблем тех стран, которые переходит от традиционной к современной рыночной экономике, т.е. развивающихся стран.