Саморегулирование рынка

Рынок как саморегулирующий механизм

Содержание

“” Содержание
“” Введение
“” . Саморегулирование товарного рынка
“” . Кейнсианкая концепция экономического регулирования
“” . Концепция монетаризма
“” . Функциональные экономические системы
“” Заключение
“” Литература

Введение

Механизмы саморегулирования являются важнейшими элементами рынка товаров, капиталов, рабочей силы, вообще любых факторов производства и его результатов. Саморегулирование обеспечивает при известных условиях и общую сбалансированность всей экономической системы.
Анализ послевоенного развития большинства промышленно развитых стран и особенно новых индустриальных государств свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений. Причем эта зависимость носит прямо пропорциональный характер, т.е. чем сильнее развиты рыночные отношения, тем сильнее государственное влияние на развитие и формирование рыночных механизмов и регуляторов.
Именно государство создает условия для развития основ рыночной экономики – свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста.
Совершенно очевидно, что при сохранении основных принципов государственного регулирования формы и методы воздействия государства на экономические процессы значительно изменились, модифицировались.
Опыт промышленно развитых и новых постиндустриальных стран свидетельствует о длительной эволюции политики государственного вмешательства: от жесткого дирижизма к либеральному монетаризму, к созданию механизмов саморегуляции.
В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий орган всей хозяйственной системы, обеспечивающий работу функциональных экономических систем и способствуюший расширению их сети.
I. Саморегулирование товарного рынка

Работники оптово-посреднических предприятий и организаций имеют непосредственное отношение к регулированию товарных потоков, поэтому обратимся к механизму саморегулирования товарного рынка. Рассмотрим простейший рынок
· рынок одного товара с минимальным числом параметров: объем и цена спроса, объем и цена предложения. В то же время простота модели не помешает сделать очень различные выводы для организации рынка.
Общая схема саморегулирования такого рынка достаточно известна. При возникновении дефицита того или иного товара автоматически увеличивается его цена, а в результате, с одной стороны, снижается спрос на данный товар, а с другой
· стимулируется рост его производства. В конечном счете дефицит рассматриваемого товара снимается. Обратный процесс
· снижение цен неходовых товаров и вызванные этим увеличение спроса, снижение производства
· служит преодолению затоваривания.
Между тем при передаче некоторых видов продукции производственно-технического назначения на свободное распределение с использованием в ряде случаев и договорных цен ожидаемый механизм саморегулирования не срабатывает, в результате обостряется ситуация в народном хозяйстве. Очевидно, что не были учтены все условия, необходимые для эффективного саморегулирования товарных потоков.
Принятие решений на основе упрощенных представлений – типичная причина наших ошибок. На первых этапах перехода к рынку во внимание принимался единственный элемент рассматриваемой системы хозяйствования
· широкая самостоятельность первичного звена (предприятий) в принятии решений.
Итак, саморегулирование товарного рынка в простейшем случае основывается на взаимодействии цен и объемов спроса и предложения. Начнем с анализа спроса. Умение анализировать спрос, предсказывать его динамику
· обязательное условие работы посредника в рыночной децентрализованной экономике. Обычный способ прогнозирования спроса
· на основе прошлых тенденций
· не является универсальным. Необходимо знание существенных факторов, механизма их взаимодействия.
Надо четко представлять: почему и при каких условиях спрос на тот или иной товар зависит от цены товара, от цен других товаров, иных экономических параметров (например, доходов, условий кредитования и т. д.), каковы формы этих зависимостей.
В западной экономической науке сложилась определенная традиция в постановке и решении поставленных вопросов. Для потребительских товаров используется концепция предельной полезности, для товаров производственно-технического назначения
· предельной производительности.
Концепция предельной полезности вкратце может быть изложена следующим образом. Предполагается, что полезность того или иного потребительского товара для каждого человека уменьшается по мере того, как насыщается его потребность в данном товаре: Примеров тому множество. Очевидно, например, что стремление голодного человека к пище уменьшается по мере насыщения. Вероятнее всего ожидать, что удовлетворение от покупки третьего автомобиля, если на ходу и предыдущие два, меньше, чем от покупки первого, и т. д.
Предполагается также (это более спорное предположение), что человек умеет сравнивать полезности совершенно различных благ. И наконец, предполагается, что человек постоянно использует это умение, варьируя спрос на потребительские товары так, чтобы максимизировать общую полезность всего потребительского набора при тех или иных ограничениях. Например, безусловно, наш доход ограничен в единицу времени. Поэтому каждый последующий рубль мы будем тратить на наиболее полезный в данный момент продукт, пока полезность последнего не упадет, затем мы перейдем к другому продукту и т. д. Цена каждого продукта будет в таком случае следовать за полезностью последнего из купленных нами продуктов данного вида (предельной полезностью) и снижаться по мере увеличения объема закупки (см. рис. 1).

Р и с. 1. Зависимость цены и спроса: Р
· цена единицы продукции; Q
· объем спроса

Спрашивается: в какой мере абстрактная концепция может оказаться практически полезной? Дело в том, что она переворачивает наше сложившееся представление о взаимосвязи цены и спроса.
Представленную кривую обычно трактуют иначе. Утверждают, что увеличение цены того или иного товара уменьшает спрос на него. Отсюда и надежда на повышение цен как способ преодоления дефицита. Концепция же предельной полезности указывает набор обязательных условий, формирующих зависимость спроса и цены одного товара.
Эти условия следующие: – каждый продукт может быть получен лишь путем обмена на деньги (теоретически бартерный обмен также обладает свойствами саморегулирования, хотя требует больших затрат, но сосуществование двух экономик
· денежной и бартерной
· говорит о разрушении денежного механизма);
– каждый потребитель имеет интерес и реальную возможность решить рассмотренную нами задачу максимизации полезности и осуществлять свой выбор практически (здесь мы имеем дело с комплексом условий, формирование которых мы рассмотрим отдельно);
– взаимодействие цены отдельного товара и спроса на него не подавляется иными факторами
· неценовыми факторами спроса (их роль сегодня возрастает и должна учитываться в практическом маркетинге), перекрестным взаимодействием продуктов, входящих в потребительский набор, массой других факторов, влияющих на наше поведение.
Последний комплекс мешающих факторов (их вряд ли можно конкретизовать на все случаи жизни) в различной степени действует всегда и приводит к тому, что реальные кривые спроса на те или иные товары могут существенно отличаться от представленной модели (см. рис. 2,3, 4).
Рис. 2 показывает ситуацию на рынке с большим числом производителей одного товара, подвижным спросом и свободным внедрением на данный рынок новых производителей. Близки к такому рынку, например, рынки часов невысокого класса. На этом рынке спрос удовлетворения по сравнительно устойчивой цене.
Рис. 3, наоборот, показывает устойчивый спрос, не зависящий от цены. К такой модели приближается спрос на некоторые крайне необходимые, но недорогие предметы потребления
· соль, спички и т.д. Можно предполагать, что спрос на топливно-энергетические ресурсы (в целом) для личных нужд при наших суровых климатических условиях также мало зависит от цены этих ресурсов. Вообще надо представлять, что рынки готовых продуктов и рынки сырья имеют существенные отличия, которые сказываются и на методике их регулирования.

Рис. 2, 3, 4. Кривые спроса

В особом внимании нуждается модель спроса, растущего при увеличении цены (см. рис. 4). Этот эффект может проявлять себя в условиях очень низких доходов по отношению к крайне необходимому и наиболее популярному продукту питания. Население может компенсировать падение потребления, например мяса, из-за повышения цены картофеля, увеличением потребления того же картофеля. Конечно, это утверждение нуждается в проверке.
Аналогичные зависимости проявляют себя и в отношении продукции производственно-технического назначения, хотя механизм выбора здесь иной. Предполагается, во-первых, что результат производственной деятельности может быть разложен на составляющие, оценивающие вклад каждого производственного фактора в отдельности. И во-вторых, предполагается, что производственные факторы достаточно взаимозаменяемы, что позволяет поставить задачу выбора производственных факторов в зависимости от соотношения цен.
Естественно, спрос на производственно-технические ресурсы через цепочку взаимосвязей балансируется со спросом на предметы потребления, трудовыми ресурсами и другими факторами.
В какой мере эти предположения концепции предельной производительности соответствуют реальным производственным условиям? Вопрос не может быть решен умозрительно. Между тем такого рода исследования широкомасштабно у нас не проводятся, что и объясняет постоянные неудачи с выбором как границ применения, так и предельных коэффициентов договорных цен.
Обратимся теперь к закономерностям предложения. Несомненно, увеличение цены продукции стимулирует рост ее производства. Однако, не зная подоплеку зависимости, как и в случае со спросом, мы можем допустить ошибку, полагая, что за повышением цены обязательно последует рост производства.
Рост производства требует повышения цен на продукцию (не путать с экономией на масштабах производства, с «опытной кривой»). Эта зависимость действует в условиях, когда за каждой ценовой перестройкой следует оптимизация материальных и трудовых потоков. Тут увеличение того или иного производства заставляет переходить к менее доступным, эффективным ресурсам. И наоборот, увеличение цены на тот или иной продукт при действии механизма оптимизации производственной структуры обеспечивает рост производства данного вида продукции.

Рис. 5, 6. Разные варианты динамики рынка

Итак, важно отметить, что зависимость предложения и цены срабатывает при действии жесткого оптимизационного механизма. Если такого механизма нет, то ценовые манипуляции не приведут к желаемым последствиям. Пока мы знаем два механизма: государственное планирование с системой стимулирования и конкуренция. План предполагает предварительную оптимизацию всех видов деятельности (предусматривая и резервы), подстегивая достижение оптимальности системой стимулирования. Ошибки плана и стимулов с одинаковой вероятностью могут приводить и к дефициту, и к излишкам продукции, но дефицит ударяет по плановой экономике сильнее. Государство, давшее предприятиям план-закон, не может компенсировать ошибки дефицита немедленной уценкой излишков, во всяком случае делает это реже необходимого. И вынуждено поэтому преодолевать дефицит новыми вложениями. Тем более, что в условиях плана дефицит может быть преодолен лишь плановыми методами с новыми ошибками.
Неверная система стимулирования к тому же может предопределять возникновение дефицита еще на стадии составления плана. В конце концов плановой экономике грозит неэффективное использование первичных ресурсов, что и доказал наш опыт.
В любом случае ошибки плана
· это ошибки центра и ложатся на него, на экономику в целом. Преодолевать же дефицит можно, только постоянно вмешиваясь в деятельность предприятий, то есть отрицая их малейшую самостоятельность. Это объясняет, почему нельзя расширить самостоятельность предприятий в условиях централизованного управления.
Конкурентная экономика в большой мере страдает от излишков. Невозможность продать произведенную продукцию по ожидаемой цене сразу ударяет производителя. Кратковременность возможного дефицита обеспечивается мгновенным реагированием цены и законодательно поддерживаемой свободой капитала вторгаться на любой рынок.
Конкурентная экономика показывает достаточную и более высокую, чем плановая, эффективность в тех сферах, где конечный потребитель должен и имеет бесспорную возможность показать свое предпочтение. Когда эта возможность нарушена (в случае естественной непреодолимой монополии), именно свободный выбор нежелателен (война, стихийные бедствия и т.д. ), а государственное планирование предпочтительней.
Но конкурентная экономика не может существовать без государственного регулирования. Анализ механизма равновесия это наглядно показывает (см. рис. 5, 6).
На рис. 5 и 6 представлены разные варианты динамики рынка. В первом случае (рис. 5) первоначальная ошибка производителей через ряд циклов приспособления объемов и цен сводится почти к нулю. Во втором случае (рис. 6) ошибка, наоборот, усиливается.

Рис. 7. Простейший случай возникновения дефицита

Чем отличаются представленные случаи? Обратим внимание на кривые спроса. Во втором, неблагоприятном, варианте кривая спроса круче, спрос меньше реагирует на изменение цены. Есть основания полагать, что разбалансирование экономики в результате передачи части продукции производственно-технического назначения произошло в соответствии с моделью на рис. 6.
Почему? Крутая кривая спроса объясняется различными причинами, в том числе и монополией производителя данного материального ресурса. Потребитель не имеет возможности остро реагировать на цену в случае, когда он не имеет выбора (у него один поставщик, и жесткая технология не позволяет сменить если не поставщика, то хотя бы вид сырья, материала или комплектующего изделия). Модель развития позволяет представить простейший случай возникновения дефицита (см. рис. 7).
Дефицит объясняется обычной ошибкой в объемах производства в случае, когда цена закреплена (утверждена). Другими словами, жесткое ценообразование обязательно вызывает дефицит одних) продуктов и излишки других.

II. Кейнсианкая концепция экономического регулирования

Согласно кейнсианской концепции изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики. Акцент в этой политике делается на совокупных расходах и их элементах.
В настоящее время наиболее эффективно кейнсианские методы фискальной политики используют новые индустриальные страны Азии – Гонконг, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань.
Среди промышленно развитых стран достаточно активно проводят политику гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов Новая Зеландия, Австрия, Великобритания, Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария.
Как ни парадоксально, но Россия, где долгие годы существовала жесткая система централизованного планирования и традиционно велико было вмешательство государства в экономику, по степени эффективности фискальной политики уступает не только большинству промышленно развитых стран, но и многим развивающимся государствам. В начале 90-х годов по этому показателю Россия занимала 43-е место в мире.