Налоговые правонарушения и их разрешение

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Характеристика налоговых правонарушений
“” .1. Понятие и признаки налоговых правонарушений
“” .2. Понятие налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
“” .3. Характеристика субъектов, совершивших налоговое правонарушение
Глава 2. Расследование налоговых правонарушений
2.1. Задачи федеральных органов налоговой полиции как субъекта борьбы с налоговыми правонарушениями
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2.2. Методика расследования налоговых правонарушений

“” Глава 3. Особенности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение
“” .1. Виды ответственности за налоговые правонарушения
“” .2. Защита прав участников налоговых правоотношений
“” .3. Судебная практика обжалования решения налоговых органов
“” Заключение
Приложение 1. ” Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение”
Приложение 2. ” Налоговые преступления и наказания за их совершение”

Введение
Темой данной дипломной работы является исследование ответственности за налоговое правонарушение.
Налоговое правонарушение – противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности
Такое определение налогового правонарушения можно выделить из многих работ по данной теме, причём, во многих работах достаточно подробно описаны и виды ответственности, и права участников налоговых правоотношений, но не достаточно раскрыты сами субъекты данной сферы общественных отношений.
Проработанность данной темы не так уж и велика, конечно многие авторы писали на эту тему, но, в связи с постоянно меняющимся в России налоговым законодательством, некоторые из этих работ устарели. Тему налоговых правонарушений в своих работах раскрывали такие авторы, как:
Витрянский В.В., Герасименко С.А., Пепеляев С.Г., Алёхин А.П., Гаухман Л.Д., Максимов С.В., Кучеров И.И., Петрова Г.В, Брызгалин А.В., Берник В.Р. ,Курбатов А. ,Соболев В.А., Тумаркин В.М. ,Смирнов А.
Основным объектом моего исследования являются налоговые правонарушения, совершённые тем или иным субъектом налоговых отношений.
В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений. Поэтому перед данной работой есть ещё одна задача – объяснить, что такое налоговое правонарушение и, в связи с тем, что данный вид отношений в стране сейчас бурно развивается, стремясь, в будущем, сравняться с уровнем развития этих отношений в экономически более развитых странах, дать более широкое понимание проблем, связанных с налогообложением.
Актуальность выбранной темы обусловлена продолжающимся реформированием налоговой системы Российской Федерации. Изложенный в работе материал может иметь прикладное значение при решении конкретных практических вопросов регламентации процесса наложения взысканий за налоговые правонарушения на субъектов налогового права. Таких вопросов в процессе правоприменения возникает немало. Возникают также спорные моменты и в отношении определения оснований применения взысканий. Эти проблемы также рассматриваются в данной работе.
Основной целью данного исследования является рассмотрение ныне действующей системы наказания налоговых правонарушителей в России в части правовой регламентации субъектов налогового права и их прав и обязанностей.
Эта цель достигается в представленной дипломной работе решением следующих задач:
Рассмотрением общей концепции налоговой ответственности в Российской Федерации;
Определением субъектов налоговых правонарушений и тех пробелов в правовом регулировании, которые могут быть неоднозначно истолкованы правоприменителем;
Исследованием задач федеральных органов налоговой полиции в борьбе с налоговыми правонарушениями .
Перечисленные задачи решаются в настоящей дипломной работе путем анализа действующего законодательства, подзаконных актов, судебной практики и авторской литературы по рассматриваемым вопросам.
Глава 1. Характеристика налоговых правонарушений
1.1. Понятие и признаки налоговых правонарушений

Причины возникновения налоговых правонарушений в России, на мой взгляд всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:
правовые ;
экономические ;
моральные;
Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.
Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия – производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентноспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.
Моральными причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором – существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.
Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.
Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.
Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.
Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.
Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений – уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп причин:
политические;
экономические;
моральные;
технические.
Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.
Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.
Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.
Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.
В соответствии со ст. 106 НК РФ Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие, или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В данной статье приведено материально-формальное определение налогового правонарушения, которое практически воспроизводит определение административного правонарушения (проступка), содержащееся в ст. 10 КоАП РСФСР. При анализе положений комментируемой статьи можно выявить следующие признаки налогового правонарушения: виновность, противоправность, наказуемость. Данное определение отдает предпочтение формальному признаку
· наказуемости деяния, указывая еще на два признака: виновность и противоправность.
Наказуемость получила статус первого признака налогового правонарушения, так как налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое самим Кодексом установлена ответственность. Таким образом, законодатель ограничил возможность установления ответственности за совершение налоговых правонарушений в иных (даже законодательных) актах. Наказуемость как составная часть противоправности в налоговых отношениях выражается в угрозе применения наказания при нарушении запрета совершать те или иные деяния либо несовершении действий, признаки которых описаны в гл. 16 и 18 НК РФ.
Определяя налоговое правонарушение в целом, законодатель пользуется термином «деяние», который употребляется для обозначения как действия, так и бездействия налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. Большинство налоговых правонарушений, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, могут быть совершены либо только путем действия, либо в результате бездействия. Третья группа
· «смешанные правонарушения», т. е. налоговые правонарушения, объективная сторона которых может состоять из совокупности действия и бездействия или являющихся результатом как действия, так и бездействия (например, ст. 117, 122 НК РФ и др.).
Вторым признаком налогового правонарушения является виновность, которая означает предусмотренное Кодексом психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. Психологическое содержание вины занимает центральное место среди основных категорий, характеризующих вину. Составными элементами психического отношения, проявленного в конкретном правонарушении, являются сознание и воля. Различные соотношения сознания и воли образуют формы вины. Содержание вины обусловлено совокупностью интеллекта, воли и их соотношением. Воля
· это практическая сторона сознания, которая заключается в регулировании практической деятельности человека. Волевое регулирование поведения
· это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности. В НК РФ волевые признаки виновного психического отношения выражены в желании наступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвращение последствий. В случаях, когда волевой акт отсутствует (забыл, не знал), правонарушитель отвечает за то, что о не использовал свои способности для предотвращения вредных последствий.
В описании тех или иных видов налоговых правонарушений, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ всегда входит, или предполагается, что входит, определенная форма вины. Поэтому формы вины являются обязательными признаками налогового правонарушения.
Формами вины могут быть умысел и неосторожность. Большинство налоговых правонарушений, поименованных в Кодексе, предполагают ответственность при неосторожном деянии.
Третьим признаком налогового правонарушения является его противоправность. Такой признак налогового правонарушения, как противоправность, существовал и в Законе об основах налоговой системы (в несколько завуалированном виде). Согласно п. 1 ст. 13 Закона об основах налоговой системы к ответственности мог быть привлечен налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство.
Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Не может считаться налоговым правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством о налогах и сборах, а также деяние, хотя и подпадающее под признаки соответствующей статьи гл. 16 или 18 НК РФ, но при совершении которого не нарушаются нормы законодательства о налогах и сборах, состав которых приведен в ст. 1 Кодекса и является исчерпывающим. В качестве примера можно привести обязанность плательщиков НДС оформлять счета-фактуры. До введения в действие Федерального закона от 2 января 2000 г.
· 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» обязанность плательщиков НДС оформлять счета-фактуры была обусловлена Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г.
· 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» и постановлением Правительства РФ от 29 июля 19% г.
· 914 «Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Законодательство о налогах и сборах такого требования не содержало. По этой причине привлечь налогоплательщика к ответственности за отсутствие счетов-фактур, предусмотренной ст. 120 НК РФ, было невозможно. Лишь с введением в действие Федерального закона от 2 января 2000 г.
· 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» отсутствие счетов-фактур в смысле комментируемой статьи стало противоправным, деянием.
До 18 августа 1999 г. ст. 106 НК рассматривала в качестве субъектов налогового правонарушения налогоплательщика, налогового агента и их представителей. Тем самым в число субъектов налогового правонарушения не были включены банки, свидетели, эксперты, переводчики, специалисты и другие лица, несущие обязанности, предусмотренные Кодексом. Абсолютно нелогичной выглядела также попытка рассматривать представителей налогоплательщиков и налоговых агентов в качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения. Поправка, внесенная в данную статью, делает ее более универсальной, устраняя противоречие между нею и другими статьями Кодекса (в частности, ст. 128 и 129 НК РФ).

1.2. Понятие налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
Не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно обладать правовыми признаками и элементами состава правонарушения, т.е. иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система, т.е. целостное единство, состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распадению системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.
В юридической науке выделяют следующие признаки правонарушений:
противоправность деяния – выражается в форме действия либо бездействия, нарушающего норму права;
виновность деяния – характеризуется совершением противоправного действия либо бездействия умышленно или по неосторожности. Умышленным деяние считается, когда лицо, совершившее его, сознаёт противоправный характер своих действий (бездействий) и желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их.
Совершённым по неосторожности правонарушение считается, когда лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не сознаёт противоправности содеянного, но могло и должно было её сознавать;
наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в последствии отрицательными последствиями;
наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного правонарушения.
Отсутствие одного из выше перечисленных признаков не позволяет рассматривать деяние участника налоговых отношений как правонарушение, а следовательно исключает возможность привлечения его к правовой ответственности.
Состав правонарушения также образуют элементы правонарушения, первичные слагаемые системы состава правонарушения:
объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы;
субъект правонарушения – это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;
объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;
субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).
Все четыре элемента состава правонарушения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Объект взаимодействует с объективной стороной состава определяя элемент ущерба. Объективная сторона, как акт поведения, взаимодействует с субъектом правонарушения, совершающим то или иное деяние, причиняющее вред объекту.
Опираясь на элементы состава правонарушения можно разобрать правонарушение на составляющие его элементы и подробно исследовать.
Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким основаниям. В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения делят на:
административные;
финансовые;
уголовные.
Исходя из направленности подобных деяний (объекта правонарушения) их можно разделить на:
правонарушения против системы налогов;
правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;
правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и иной отчётности;
правонарушения против обязанностей по уплате налогов.
В своей работе для наиболее полного описания налоговых правонарушений я буду использовать обе классификации.
Налоговые правонарушения
· это противоправное деяние, нарушающее требования, установленные нормами налогового права, когда не исполняются (или исполняются ненадлежащим образом) обязанности, нарушаются права и законные интересы субъектов налоговых правоотношений, и за совершение которых предусмотрена юридическая ответственность.
Ответственность означает необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст. 45 НК РФ). Однако при исполнении своих обязанностей у налогоплательщиков могут иметь место различные виды налоговых правонарушений.
Юридическая ответственность следует за нарушением правовых норм и является принудительной мерой, которая определяется степенью этого нарушения. Она влечет за собой определенные санкции, выражающиеся в лишениях имущественного или личного характера. Существуют следующие виды юридической ответственности: финансовая (налоговая), административная, уголовная, дисциплинарная, которые характерны для различных отраслей права.
Введение Налогового кодекса (части первой) изменило ранее принятые нормы законодательства по вопросам ответственности за налоговые правонарушения. В частности, утратил силу Закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где в ст. 13 говорилось о налоговых санкциях (взыскание штрафа). Факт совершения налогового правонарушения налоговому органу приходилось доказывать с использованием общих признаков правонарушения (ст. 393
·406 ГК РФ).
Однако налоговое правонарушение влечет или может повлечь за собой нанесение ущерба государству лишь в виде невнесения в бюджет причитающейся налогоплательщиком суммы. С другой стороны, существует ряд налоговых правонарушений, признаваемых таковыми без наличия указанных выше последствий, т.е. в силу общественной опасности их совершения.
Конституционный Суд РФ указал, что взыскание всей суммы сокрытого (или заниженного) дохода (прибыли) носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговые правонарушения, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. Конституционный Суд РФ признал конституционными нормы п. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» о взыскании в бесспорном порядке недоимок по налогам и пени с организаций. Однако применение такого порядка без их согласия при взыскании штрафных санкций суд счел противоречащим Конституции РФ. Таким образом, назрела реальная необходимость изменения формулировки понятия налогового правонарушения, состав признаков которого позволяло бы квалифицировать неуплату налогов гражданами РФ как правонарушение и возлагать на них меры ответственности. Иными словами, налоговое правонарушение должно служить основанием для привлечения виновных лиц к налоговой ответственности.
Налоговый кодекс РФ ввел в понятие налогового правонарушения новую юридическую конструкцию: налоговым правонарушением признается виновное совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или (бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которые Кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК). Выявляются следующие признаки налогового правонарушения:
противоправность деяния, которое установлено в форме действия (или бездействия) нарушающего норму права;
виновность деяния, характеризуемое совершением противоправного действия (или бездействия) умышленно или по неосторожности;
наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного налогового правонарушения.
Н.В. Фролова в своей статье «Понятие и состав налогового правонарушения» предлагает дополнить характеристику налоговых правонарушений следующим признаком: наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими отрицательными последствиями. С автором следует согласиться, так как в юридической структуре налогового правонарушения будут воплощены все общие признаки, которые имеют место для всех видов правонарушений.
К налоговой ответственности могут привлекаться налогоплательщики (организации, физические лица), сборщики налогов (организации и граждане-предприниматели), кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.
Срок исковой давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года (ст. 113 НК РФ).