Правовое регулирование налогов субъектов РФ

Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Налоги и налоговая система в РФ
“” .1. Понятие и виды налогов
“” .2. Налоговая система России
1.3. Практика местного и регионального налогообложения за рубежом
·…22

“” Глава 2. Налоги в субъектах РФ
“” .1. Региональные налоги
“” .2. Региональное налоговое законодательство

Глава 3 . Совершенствование правового регулирования налогов субъектов РФ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…43

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В России, в качестве законов, определяющих налоговую систему, действуют Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый Кодекс Российской Федерации. В них реализованы основные принципы построения налоговой системы, к числу которых можно отнести единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков, четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти, приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения и другие принципы.
На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему РФ. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи трактовать как налоги. Ниже под термином «налоги» мы будем подразумевать не только собственно налоги, но и сборы, и платежи. Эта налоговая система является федеративной, то есть часть налогов определяется и вводится субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вопросы налогового федерализма весьма актуальны в наше время реформирования подходов к государственному строительству, поэтому тема данной работы является весьма своевременной.
На сегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть поставлены следующие цели:
Ужесточение налоговой дисциплины,
Формирование цивилизованного института налогоплательщиков,
Упрощение налоговой системы,
Налоговое стимулирование производства,
Развитие в стране муниципальных налоговых систем.
До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговая политика в отношении конкретных субъектов федерации в последние годы строилась преимущественно по политическим мотивам. В 1994 г. Российская Федерация перешла к новой системе взаимоотношений федеральных и региональных бюджетов с соответствующим разделением прав и ответственности между различными уровнями власти. Но эта система в основном опирается на скорректированные запросы регионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансового состояние местных органов самоуправления. В результате осуществленное разграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблему сохранения единства и целостности Российского государства.
Развитие местной налоговой системы, как и в целом налогообложения в России, требует совершенствования организации управления налоговыми и финансовыми службами. На сегодняшний день оправдалась передача прав по оперативному руководству Государственной Налоговой Службой и Государственным Налоговым Комитетом РФ Министерству по налогам и сборам России. Это позволило обеспечить четкую координацию и единую нацеленность всей налоговой деятельности, повысить качество контроля за эффективностью налогообложения, в том числе и на местах.
Создание новой региональной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и реализация ее функций с помощью органов власти субъектов Федерации реально послужат укреплению Российской государственности.
В настоящей работе мы рассмотрим основные понятия налоговой системы России и, на этом основании рассмотрим региональные налоги и их правовое регулирование субъектами Российской Федерации.
Таким образом, целью представленной дипломной работы является изучение правового регулирования налогов субъектов РФ.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
рассмотрены налоги и налоговая система в РФ, понятие и виды налогов;
рассмотрена практика регионального налогообложения за рубежом;
проанализированы налоги в субъектах РФ и их правовое регулирования ;
проанализированы возможности совершенствования налогов субъектов РФ.

Глава 1. Налоги и налоговая система в РФ
1.1. Понятие и виды налогов

Налог
· это систематически (периодически) взимаемый платеж на установленных законом основаниях и в установленных законом размерах, обязательный для уплаты под угрозой применения государственного принуждения по его изъятию.
Налоги существуют столько, сколько существует государство. Они обеспечивают государство, как общественный институт необходимой материальной базой для решения им своих задач.
Налоги могут начисляться и взиматься с разных налогооблагаемых объектов. Иной раз весьма курьезных, как, например, налог с общественных туалетов в Риме и налог с бороды при Петре 1. Но в любом государстве есть те или иные объекты налогообложения, классифицируемые по определенным критериям.
Личные налоги уплачиваются с действительно полученного плательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог на прибыль, подсчитанную как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Реальными налогами облагается не действительный доход, а возможный предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимости, денежного капитала и т. п.). Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real (англ.)
· имущество). Введение реальных налогов имеет две основные цели. Первая
· обеспечить эффективное налогообложение плательщиков в условиях, когда трудно определить их фактический доход. Вторая
· уравнять налогообложение лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно, и тем самым стимулировать производительное использование. Есть и третья цель, когда в интересах перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных налогом облагаются предметы роскоши (особняки, автомобили престижных марок и т. п.).
При рассмотрении критериев, объединяющих налоги и другие платежи в определенную систему, возникает необходимость их классификации по характерным для этой категории основаниям. Любой вид налога включает такие компоненты, как вид плательщика, уровень подчиненности, характер использования денежных средств, способ изъятия дохода и пр.
В зависимости от вида налогоплательщика (субъекта) различают налоги с организаций и с физических лиц. В ту или иную группу входят налоги разного территориального уровня. Основные налоги организаций: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, налог на прибыль (доход), налог на имущество и др. Налоги физических лиц: подоходный, на наследование или дарение и др. Существуют и общие налоги для всех плательщиков в Российской Федерации. Разделение налогов по этому основанию имеет большое практическое значение, поскольку позволяет установить правовой статус юридического или физического лица, перспективы их деятельности, организовать контроль за уплатой.
По уровню территориального подчинения налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Все они устанавливаются высшим органом государственной законодательной власти Российской Федерации. Однако порядок и сроки взимания, а также форма отчетности неодинаковы. Различная атрибуция налогов предопределяет их поступление в государственный бюджет или в региональные и местные бюджеты.
В зависимости от характера использования денежных средств различают налоги общего назначения и целевые. Налоги общего назначения
· это денежные средства, поступающие в бюджет соответствующего уровня и расходуемые без их привязки к конкретным целям. Они записываются в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов федерации и местных органов власти общей массой. Целевые налоги образуют внебюджетные специальные фонды, расходуемые на строго определенные цели.
В зависимости от способа взимания дохода налоги и сборы подразделяются на прямые и косвенные. Основным критерием деления при этом становятся определение окончательного плательщика.
Прямым налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец обложенной собственности или обложенного дохода. При этом одно лицо выступает в качестве юридического и фактического плательщика налогов (сборов).
Прямые налоги возникли на ранних стадиях становления государственности, и сначала существовали только они. Но уже в Римской империи появилось разделение на прямые и косвенные налоги. В нашей стране во времена царствования Алексея Михайловича (1629
·1676) поступление доходов в казну обеспечивалось на 44% прямыми налогами, а на 53,3%
· косвенными. В дальнейшем проявилась тенденция роста удельного веса косвенных налогов. В Российской империи существовали подушный, подомовой, поземельный, промысловый налоги. Удельный вес прямых налогов в 1914 г. составлял 22% общего объема.
Указанная тенденция сохранена и в настоящее время. Налоговая политика Российской Федерации направлена на активизацию процессов формирования бюджета за счет косвенных налогов. Однако прямая форма представляется более привлекательной и прозрачной, поскольку сразу видно, кто, как и сколько платит в государственную казну.
В зависимости от объекта прямыми налогами могут быть подоходные, налоги с имущества и т.п. Система подоходных налогов включает: общий подоходный налог с населения, налоги на отдельные виды доходов (в дополнение к общему взимаются налоги от таких доходов, как заработная плата, предпринимательская прибыль, процент на ссудный капитал, земельную ренту и др.). В связи с появлением новой формы предпринимательской деятельности
· акционерных обществ (компаний), имеющих огромные суммы нераспределенной прибыли,
· во многих странах был введен налог на прибыль корпораций (иногда дополнительный налог на сверхприбыль). Правила налогообложения корпораций сложны, запутанны и характеризуются большим количеством исключений, скидок, вычетов и льгот. Однако удельный вес доходов от корпораций в развитых капиталистических стран имеет весьма значительную величину.
В системе налогов, взимаемых в федеральный бюджет нашей страны, установлен налог на прибыль (доход) с организаций (п. 3 ст. 13 НК РФ). В п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение организации
· это «юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее
· российские организации)». По нашему мнению, положение настоящего Кодекса не могут быть должным образом применены к корпорациям. Эта проблема в настоящее время относится к числу наиболее актуальных.
Налоги на имущество имеют незначительный удельный вес в общем объеме федеральных доходов в нашей стране. Основным из них является налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Эти налоги относят к категории региональных («налог на имущество организации»
· п. 1 ст. 14 НК РФ) или местных («налог на имущество физических лиц»
· п. 2 ст. 15 НК РФ). Ставки их невысоки и находятся в пределах 1
·3% стоимости имущества. В налоги с имущества включен специфический вид налога
· налог с наследования или дарения (п. 4 ст. 15 НК РФ). Он не является регулярным и взимается не с имущества, а со стоимости сделки безвозмездного отчуждения собственности, которая указана в акте передачи имущества.
Другим прямым налогом является земельный
· за использование земли в Российской Федерации. Объектом обложения становятся земельные участки, предоставленные физическим лицам и организациям в установленном законом порядке и облагаемые налогом, взимаемом в расчете на год. Основанием является документ, удостоверяющий право собственности.
Косвенное налогообложение
· это замаскированная форма взимания доходов граждан в федеральный бюджет. Косвенные налоги являются надбавкой к цене реализуемых товаров (услуг), оплачиваемой в конечном счете потребителем. Он не связан с доходом или имуществом непосредственного плательщика
· потребителя продукции (услуги). Уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель продукции (услуги), на которого он перекладывается через надбавку в цене. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуги).
Различают следующие виды косвенных налогов (сборов): таможенная пошлина, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.
Таможенная пошлина и таможенные сборы
· это косвенные платежи, взимаемые с импорта, экспорта и транзита продукции. В прошлом основной их функцией была фискальная, цель которой
· пополнение доходов для государственной казны. В настоящее время важной экономической функцией этих платежей является уравнительная. Сбор таможенных пошлин (сборов) направлен не на получение дохода, а на охрану внутреннего рынка страны, а также обеспечение приоритета для национальной промышленности и сельского хозяйства. Поэтому в развитых странах Запада применяются лишь импортные таможенные пошлины (сборы). Инструментом государственной экономической политики в данном случае является метод выравнивания цен на импортную и аналогичную продукцию внутреннего рынка. Среди остальных экономических функций следует выделить: стимулирующую
· в целях повышения импорта продукции из определенных стран или регионов и статистическую
· необходимость более точного учета внешнеторгового оборота.
Таможенные пошлины взимаются с цены товара, но существует и такой специфический вид, как твердая ставка с единицы товара.
Акцизы
· это косвенные налоги, представляющие собой надбавки к ценам основных потребительских товаров, к каковым относятся: спирт, спиртные напитки, пиво, табачные изделия, деликатесная продукция, автомобили и т.п., а также нефть и нефтепродукты. Они устанавливаются государством в процентах от отпускной цены высокорентабельной продукции, реализуемой предпринимателями-производителями.
Организации (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), реализующие подакцизные товары, являются плательщиками акцизов. Но окончательным плательщиком налога также становится потребитель продукции (услуги).
Различают индивидуальные и универсальные акцизы. Универсальный акциз
· это налог, которым дополнительно облагается вся продажа товаров (услуг) на территории данной страны.
Разновидностью универсального акциза является налог на добавленную стоимость (НДС). Он действует почти во всех странах Западной Европы и США. НДС
· это специфическая форма взимания в государственный бюджет части добавленной стоимости, которая представляет собой разницу между стоимостью реализованной продукции (услуг) и стоимостью материальных затрат, учтенных в издержках производства и обращения.
Объектом налогообложения являются обороты по реализации всех видов продукции (услуг) собственного производства, а также приобретенной на стороне. В перечень включены все изделия, в том числе и производственно-технического назначения, недвижимое имущество (включая здания и сооружения), а также все виды энергетических ресурсов.
В настоящее время ставки НДС установлены в размере 10
· 20% по всему перечню продукции (услуг), утвержденному Правительством Российской Федерации. Порядок взимания этого налога предусматривает, что он начисляется по установленным ставкам на каждой стадии производства и реализации продукции (услуги) вплоть до попадания к потребителю, причем обложению подлежит добавленная на каждом этапе стоимость. В итоге вся тяжесть налогового бремени ложится на конечного потребителя.
Налог с продаж по своим признакам является целевым. Денежные средства от его сбора должны направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения и зачисляться в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в размере 40 и 60% соответственно. Объектом налогообложения выступает стоимость продукции товаров, работ и услуг, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Ставка установлена в размере до 5% их стоимости. Исчисленная сумма включается юридическим налогоплательщиком (продавцом) в цену товаров, работ и услуг, а фактическим плательщиком налога является покупатель приобретаемой продукции. Поэтому этот налог следует считать косвенным.
Взносы в государственные и социальные внебюджетные фонды имеют обязательный характер и взимаются с физических лиц и организаций. Взносы организаций относят к косвенным налогам; они учитываются в текущих затратах на производство и реализацию продукции и составляют 38
·41% суммы основной и дополнительной заработной платы. При реализации продукции (услуг) эта сумма учитывается в цене и в конечном счете перекладывается на потребителя. Специалисты в области экономической политики считают такое положение несправедливым. Получается, что чем беднее человек, тем большую долю своего дохода (зарплаты, пенсии) он отдает государству в виде этих налогов.
В развитых капиталистических странах, где качество жизни выше российского на два порядка, косвенные налоги применяются довольно широко. Они выполняют две функции: во-первых, по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну, а во-вторых, функцию фискальную
· по регулированию экономики страны. Вторая функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и, таким образом, регулирует потребление; при этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы. Однако, по нашему мнению, косвенное налогообложение не должно задерживать развитие экономики страны. Поэтому введение механизма косвенного налогообложения следует проводить с учетом последствий его применения и особенностей развития экономики страны.
В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в части закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета России: Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в России, например, используются акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.
Существуют и другие основания деления налогов на виды: например, по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и т. д. В принципе за основание деления налогов на виды можно взять любую особенность, структуры налога. Между различными видами налогов в рамках налоговой системы возникают сложные отношения, образующие ее основные характеристики. Налоговые системы каждого государства,
· плод исторического национального развития. Поэтому невозможно выделить эталонные характеристики, пригодные для оценки любой налоговой системы. Можно лишь дать наиболее общие характеристики и наметить тенденции развития налоговых систем.
Существенной характеристикой налога является налоговое бремя. Другие экономические показатели связаны с установлением соотношений между различными видами налогов. Важным экономическим показателем является соотношение между доходами бюджетов от внутреннего налогообложения и внешней торговли. Он зависит от состояния экономики страны в целом. Чем более развита промышленность, тем в больших объемах страна экспортирует готовый продукт. Правительства, заинтересованные в развитии национальной промышленности, снижают или вовсе ликвидируют экспортные пошлины, поэтому их поступления незначительны, а доля доходов бюджета от внутреннего налогообложения, наоборот, весьма высока. Менее развитые страны экспортируют главным образом сырье, протекционистская политика их состоит в увеличении таможенных сборов, поэтому доля доходов от внешнеэкономической деятельности в этих странах превышает долю доходов бюджета от внутреннего налогообложения.
Также к важным характеристикам налоговых систем относится соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем налоги прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше.
Среди параметров налоговых систем необходимо отметить структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений.

1.2. Налоговая система России

Система налогообложения в Российской Федерации находится на стадии становления. Концепция ее построения базировалась на зарубежном опыте вследствие отсутствия такового в отечественной практике. При формировании целостной системы налогообложения следует учитывать следующие аспекты: охват обложением всех доходов и имущества физических и юридических лиц; установление такого потребления бюджетных средств, которое способствовало бы развитию рыночного хозяйства страны.
Правовые отношения, возникающие между государственными организациями, плательщиками налогов и налоговыми представителями, являются властными. Согласно ст. 2 НК РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Наша налоговая система преследует единую цель
· формирование бюджетных средств и должна обеспечивать каждому гражданину РФ независимо от места его проживания гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ (ст. 39). Законодательство предусматривает и единую базу налогообложения
· доходы и имущество организаций и физических лиц. Необходимо, чтобы «каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить» (п. 6 ст. 3 НК РФ). Только в этом случае налоговые платежи обеспечивают необходимую долю валовой национальной продукции (ВНП), предназначенную для распределения. Однако изъятие части доходов (прибыли) у организаций и физических лиц не должно превышать «налогового предела», чтобы не вызвать обострения социально-экономической обстановки в стране.
Взаимозависимость всех факторов налогообложения, обусловленная единством цели и базы, требует централизованного управления всеми аспектами этой проблемы, в числе которых оптимальный состав налогов и сборов, величины ставок, порядок налогообложения и пр.
Исходя из этой задачи законодатель в первую очередь определил условия последующего нормотворчества в направлении ограничения некоторых налоговых притязаний самого государства. С этой целью впервые было дано понятие «налоговая система», которая определяется как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке» (ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г.).
Следует согласиться с автором книги «Российское налоговое право» в том, что данная формулировка не соответствует содержанию налоговой системы. Она подходит к понятию системы налогов, которая является более емкой и общей величиной.