Региональные налоги и сборы

Содержание

“” Введение

“” . Общие положения о региональных налогах
“” . Транспортный налог
“” . Налог на игорный бизнес
“” . Налог на имущество

“” Заключение
“” Список литературы

Введение
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 14 Налогового кодекса. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В настоящее время перечень региональных налогов содержится в ст. 14 Налогового кодекса РФ, среди них транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций.
Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
1. Общие положения о региональных налогах

Региональный налог обязателен к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Региональный налог должен соответствовать положениям части второй НК РФ. С учетом ст. 17 НК РФ должны быть определены: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Часть вторая НК РФ содержит раздел IX “Региональные налоги и сборы”, в котором глава 28 посвящена транспортному налогу, глава 29 – налогу на игорный бизнес, глава 30 – налогу на имущество организаций.
Транспортный налог и налог на имущество организаций являются одними из самых распространенных налогов из уплачиваемых организацией. Транспортный налог введен в действие Федеральным законом от 24.07.02 г.
· 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации” с учетом положений ст. 21 этого Закона с 31 августа 2002 г. Налог на имущество организаций введен в действие Федеральным законом от 11.11.03 г.
· 139-ФЗ “О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов” с учетом положений п. 1 ст. 4 этого Закона с 1 января 2004 г.
Основные элементы налогообложения установлены непосредственно главой 28 “Транспортный налог” и главой 30 “Налог на имущество организаций” НК РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы налогов, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, – это формы отчетности по налогу, порядок и сроки уплаты налога, налоговая ставка в пределах, установленных НК РФ. Рассмотрим подробнее особенности установления и начисления каждого из региональных налогов.
2. Транспортный налог

Федеральным законом от 24.07.02 г.
· 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации” раздел IX “Региональные налоги и сборы” части второй НК РФ дополнен главой 28 “Транспортный налог”.
Отнесение транспортного налога к региональным налогам и сборам означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о новых налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Следовательно, для правомерности взимания транспортного налога в 2006 г. закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2005 г. Таким законом определяются элементы налогообложения – налоговая ставка в установленных Кодексом пределах, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении транспортного налога субъект Российской Федерации вправе предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, согласно ст. 363 НК РФ законом субъекта Российской Федерации определяется также срок представления налогоплательщиком налоговой декларации по месту нахождения транспортного средства.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. “Транспортные средства” – это обобщенное наименование объекта налогообложения. Напомним, что в соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.
Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона
· 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию “продажи” транспортного средства на основе генеральной доверенности.
Согласно ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является договором купли-продажи и основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника. Вместе с тем в соответствии со ст. 357 НК РФ определение налогоплательщика предполагается производить на основании уведомления, подаваемого в налоговый орган собственником транспортного средства, с указанием им лица, которое указано в доверенности. Именно это лицо и будет считаться налогоплательщиком. Порядок такого уведомления Кодексом не предусмотрен, однако предусмотрен запрет на уплату налога одним лицом за другое, за исключением прямо предусмотренных случаев.
Объектом налогообложения являются транспортные средства, в том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.
Транспортный налог призван заменить собой налог с владельцев транспортных средств, установленный ст. 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации” от 18.10.91 г. и налог на водно-воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” от 9.12.91 г.
Согласно ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г., а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах – приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” приказом МВД России от 26.11.96 г. утвержден Порядок регистрации транспортных средств.
Следует отметить, что перечень объектов налогообложения, содержащийся в ст. 358 НК РФ, не является исчерпывающим.
В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:
назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);
принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);
принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
В связи с разнородностью объектов налогообложения ст.359 НК РФ предусматривается различный порядок определения налоговой базы в зависимости от мощности двигателя в транспортных средствах, валовой вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год – период с 1 января по 31 декабря (ст.61 Кодекса). Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.
Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст.78 НК РФ, у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.
Вместе с тем в соответствии с п.3 ст.362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Это означает, что один и тот же месяц может более одного раза использоваться в расчете суммы налога. В целях избежания нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков можно рекомендовать уплачивать налог в сумме, пропорциональной количеству дней, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя того или иного лица. Подобная норма может быть отражена в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге. Также следует отразить особенности представления в этом случае налоговых деклараций.
В ст.361 НК РФ по сравнению с ранее принятыми законодательными актами в этой сфере в большей степени учтены характеристики транспортных средств. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) налоговые ставки варьируются в зависимости от мощности транспортного средства. Согласно п.2 ст.361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Однако данная норма может стать предметом судебного разбирательства на предмет установления ее соответствия ст.57 и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Независимо от того, каким является налог – федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод следует из определений Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.02 г.
· 104-О и
· 107-О, постановлений Конституционного суда Российской Федерации от 8.10.97 г.
· 13-П, от 11.11.97 г.
· 16-П и от 30.01.01 г.
· 2-П.
Наряду с повышением (понижением) ставок ст.361 НК РФ допускается возможность установления различных налоговых ставок в отношении отдельной категории транспортных средств, например автомобилей. Таким образом, в отношении каждой категории транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, ставки могут различаться в 25 раз.
Согласно п.2 ст.362 сумма налога в отношении каждого транспортного средства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Порядок исчисления налога зависит от статуса налогоплательщика. Налогоплательщик-организация исчисляет налог самостоятельно. Исчисление налога за налогоплательщиков-физических лиц осуществляют налоговые органы. В этих случаях согласно ст.52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии со ст.363 НК РФ налоговое уведомление по транспортному налогу должно быть направлено физическому лицу не позднее 1 июня года (налогового периода). В связи с этим возможны некоторые противоречия, так как в случае смены владельца транспортного средства в течение календарного года налоговый орган не сможет направить в установленный срок требование об уплате. При этом согласно п.4 ст.57 НК РФ обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Напомним, что срок уплаты транспортного налога (или сроки – в случае уплаты суммы налога частями) устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Форма налогового уведомления определяется МНС России.
Сведения о налогоплательщиках должны поступать в налоговые органы от соответствующих регистрирующих органов в течение 10 дней после совершения в отношении транспортных средств регистрационных действий. До 1 февраля года представляется вся информация о транспортных средствах по состоянию на 31 декабря истекшего года. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст.129.1 НК РФ.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст.83 НК РФ местом нахождения признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества.