Армия в России

Глава 1. Обобщенный портрет.
Глава 2. Кому она служит?
Глава 3. Численность. Структура. Состав.
Глава 4. Перспективы.
Глава 5. Военная реформа. (Так это было).
Глава 6. Последствия всеобщего призыва.
Глава 7. Проблема зарплат.
Глава 8. В армии воруют.
Заключение
Список литературы

Безусловно, многие специфические проблемы положения армии в обществе, ее роли в политической системе и ее реформирования требуют дальнейшего изучения.
Однако, как подчеркивает председатель Ассоциации профессор Т. Таиров, “эти вопросы слишком остро затрагивают повседневные интересы граждан, чтобы оставлять это на усмотрение узких специалистов”. 
Глава 1. Обобщенный портрет.
Российская армия сохранила все родовые признаки и параметры Советской армии, кроме названия, формы одежды и боеспособности.
За последние годы обороноспособность России резко снизилась. Вооруженные силы остаются чрезмерно громоздкими, обременительными для экономики и вместе с тем неспособными обеспечить успешное выполнение стоящих перед ними задач.
На глазах рушится оборонная промышленность, до сих пор нет продуманной программы ее конверсии. В итоге быстрыми темпами нарастает отставание российской армии в военно-техническом отношении от армий передовых стран, особенно в новых видах оружия и средствах управления.
В Армии и Военно-Морском Флоте, по существу, свернута боевая подготовка. Личный состав деморализован, воинская дисциплина находится на катастрофически низком уровне. В ряде военных структур процветает коррупция. Военнослужащие терпят небывалые социально-бытовые лишения, месяцами не получают денежного довольствия, многие офицеры и прапорщики не имеют жилья. Средства, отпускаемые по военному бюджету, расходуются нерационально.
Непоследовательность и шатания во внешней политике, нереальные по срокам международные соглашения о сокращении вооружений и некоторые явно надуманные мероприятия, осуществляемые явно в угоду иностранным государствам и в чуждых России традициях, вызывают неоправданные дополнительные расходы, подрывают национальные устои военной службы.
До сих пор нет официальной концепции военной реформы, охватывающей все компоненты оборонных структур. Не определены идейные основы военного строительства, отсутствует четкое представление, что именно надо быть готовым защищать и во имя чего должно служить российское воинство.
Организационная структура, оперативно-стратегическая направленность подготовки вооруженных сил, система управления, воинского обучения и воспитания устарели и не отвечают современным условиям.
В этих условиях о демократизации армейского уклада и гармонизации межличностных отношений не идет даже речь.
Неограниченная власть командиров, зачастую переходящая в самодурство, описанная солдатским творчеством еще в эпоху “зрелого” социализма в следующих формах: – всегда прав тот, у кого больше прав. И еще: – на столе командира лежит инструкция о его правах и обязанностях. Пункт первый: командир всегда прав. Пункт второй: если он не прав, смотри пункт первый.
Все это отлично уживается со всеобщей расхлябанностью и непотребным внешним видом нижних чинов.
Не проходит месяца, чтобы пресса не сообщала об очередном дезертире с оружием и расстрелянных им командирах и сослуживцах. На самом деле дезертиров с оружием в два – три раза больше. Просто в прессу они попадают только после стрельбы. В иных случаях их тихо отлавливают, а не удается – исключают из списков.
Нынешнюю армию от быстрого и полного распада удерживают корпоративные интересы и общественная нестабильность, как реальный фактор внутренних угроз, – утверждает ведущий научный сотрудник ИМЭМО Ида Куклина.
Глава 2. Кому она служит?
Нынче в военной сфере России, унаследовавшей от СССР сверхмощный военный потенциал и милитаризованное сознание, сложилась уникальная ситуация.
В связи с тем, утверждает доктор политических наук Ида Куклина, что в России процесс становления государственности не завершен, общество не сформировалось, его политическая структура фрагментарна и расколота, права человека и гражданина не принимаются в расчет, субъектом и объектом обеспечения безопасности стал лишь режим государственной власти.
Это значит, что конституционный долг гражданина Российской Федерации трансформировался в обязанность защищать “нынешний режим” в лице правительства и Президента.
У этого явления есть как минимум несколько следствий, которые как будто не связаны друг с другом и являют миру свое лицо в самом, внешне, разноплановом виде.
Следствие первое: интересы национальной безопасности отступили на второй план перед интересами обеспечения устойчивости власти, достигаемой нередко военными средствами, а внешние угрозы, соответственно, отступили на второй план перед внутренними. (Октябрь 1993 года; Основы военной доктрины, принятые 6 ноября того же года, и обращенные более внутрь страны; чеченская бойня и т. п.).
Следствие второе: объективно необходимые меры деполитизации и департизации армии обернулись ее полной деидеологизацией и значительным ущербом для духовных основ служения.
В условиях разгрома системы политического воспитания и руководства армии, не сопровождавшегося ее реформированием на демократической основе и созданием системы гражданского контроля, единственным средством сохранения контроля над ней стало использование вертикали единоначалия. Это получило отражение в военном законодательстве и армейских уставах.
Следствие третье: командирская вертикаль, используя фактор личной преданности, плотно встроилась в существующий “порядок”, причем – в самом его мракобесном проявлении; власть активно прикармливает и поддерживает наиболее преданных ей командиров, расширяя отрыв начальников от подчиненных, старших от младших. Этому служит и отсутствие правового определения преступного приказа и отсутствие системы и механизмов социально-правовой защиты военнослужащих.