История политических и правовых учений, либерализм, консерватизм, славянофилы, западники, радикализм, декабристы

СОДЕРЖАНИЕ

“1-2” Введение
Становление и развитие либерализм в России в XIX-XXвв. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского
Русский консерватизм. Идеология славянофильства
Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
Радикальная идеология. Политические и правовые идеи декабристов
Заключение
Список литературы

Введение
Всемирная история политических и правовых учений
· одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.
В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.
История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.
По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного Прошлого и увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.
Становление и развитие либерализм в России в XIX-XXвв. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом “по законам и по сердцу своей премудрой бабки”. Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения “произвола правления”. В обсуждение проекта» реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (l772
·1839 гг).
По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по сущктиу, проектов российской конституции. Часть проект» написана в 1802
·1804 гг,; в 1809 г подготовлены обширные “Введение к уложению государственных законов”, “Проект уложения государственных законов Российской империи” и связанные с ними записки и проекты,
Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование.
В его записках и проектах (1802
·1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количестве сил. Из физических сил народа составляется войско. из народных богатств
· деньги, из уважения
· почести, Если правительство распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег в большем количестве, чем позволяет народный труд, создает мнимую монету (т.е. породит инфляцию), обильное расточение почестей
· неуважаемые чины и ложные отличия. “Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и почести без уважения”.
Целью любого государства, отмечал Сперанский, является обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Поначалу существовали лишь деспотические правительства, воле и усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой цели. Затем предпринимались попытки народа принять коренные законы, ставящие пределы самодержавной воле. Собрание этих коренных законов называется “конституция”, Однако конституция останется пустой теорией, если у законодательной масти не будет сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции. Суть дела в том, полагал Сперанский, что любое правительство стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу “разделяй и властвуй”. В этих условиях тщетно писать конституции, не обеспечив их выполнение действительной государственной силой.
Сперанский различает “внешний образ правления” (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и “внутренний образ правления”, который определяется им как “расположение государственных сил”,
Дело не в том, писал мыслитель» как государство называется, какие законы и постановления провозглашает
· все это относится к “внешнему образу правления”. Так, наружный образ Рима под властью кесарей был республиканский; законы издавались Сенатом, существовали народные трибуны и все республиканские органы, однако свобода была уже ниспровергнута, а Рим неоспоримо имел самое деспотическое правление.
Главное, по его мнению, в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот, правительство является деспотическим.