Парламентаризм в России

СОДЕРЖАНИЕ

“” Введение
“” ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
“” НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ХVIII – XIX вв.
“” ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
“” ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
“” ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
“” ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“” СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Институты представительной власти в России уходят своими корнями в глубь веков отечественной истории, так что было бы ошибочным считать российский парламентаризм искусственным явлением, чуждым природе нашей государственности. Парламентаризм в России возник не на пустом месте и не был “завезен” из чужих пределов, поскольку в ходе политических изменений и исторического развития государства постоянно вызревали и доформировывались основы представительства по типу парламентского. Вместе с тем путь отечественного парламентаризма нередко прерывался. Сложным он остается и сейчас. От нынешних представителей законодательной власти, политических и государственных деятелей, от их слаженных и активных усилий, от последовательного выражения парламентариями интересов и надежд избирателей будет зависеть судьба российского парламента на рубеже XX
· XX вв. и в целом межпарламентского сотрудничества народов Содружества независимых государств, как отмечал Председатель Совета Федерации РФ Е.С. Строев (1).

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Исторические начала практики решения наиболее важных вопросов политической и хозяйственной жизни “собором”, сходом или собранием представителей были заложены в старину, когда в древней и средневековой Руси возникла и оттачивалась такая форма обсуждения общих дел и всенародного принятия решений, как вече. Некоторые ученые склонны даже рассматривать вече как попытку создать основания законодательной власти и первые проявления отечественного парламентаризма. Но это не так. Думается, более убедительна точка зрения авторов двухтомной “Политической истории” России (2, с.22), полагающих, что на вече принимались решения по конкретным вопросам, но не сами законы. Действительно, дошедшие до нашего времени источники показывают, что на общегородские собрания (вече в сельских местностях не было) выносились обычно совершенно определенные вопросы: выступать или не выступать в поход, приглашать или не приглашать кого-либо на княжение, прогнать или оставить неугодного князя) платить или не платить дань и т.п. Законодательные акты, в свою очередь, утверждались самими князьями. “Русская правда”
· первый свод древнерусского феодального права
· принимался не на вече, а, по всей вероятности, частично разрабатывался лично Ярославом Мудрым, позднее Ярославичами и Владимиром Мономахом. Возможно, к его составлению привлекались и самые просвещенные приближенные князей. Достоверно известно, что тогда князь соединял в своих руках нормативную, распорядительную и судебную власть.
В Московском государстве заметную роль в законотворческой деятельности играли Земские соборы, правда, вопрос об их количестве до сих пор остается открытым. Академик Л.В.Черепнин указывает на функционирование 57 соборов, однако допускает, что их в действительности было больше. За основу классификации он берет принцип, кем и по какому поводу был созван собор, справедливо полагая, что именно эти положения как раз и определяют взаимоотношения самодержавия и сословий в сословно-представительной монархии. На соборах принимались развернутые решения, имеющие силу закона (так, церковно-земский собор 1584 г. при царе Федоре Иоанновиче принял решение об отмене церковных и монастырских податных льгот
· тарханов).
В 1611 г. под Москвой несколько месяцев действовал “Совет всея земли”, составивший своего рода основной закон
· “Приговор всея земли”, принятый Земским собором, который и выбрал временное правительство во главе с боярами и военачальниками (Д.Т.Трубецкой, И.М.Заруцкий, П.ПЛяпунов), ответственное перед Собором. Под контроль выбранных представителей Собора была помещена и судебная, и административная деятельность этого правительства, сформировавшего центральный административный аппарат, который воспроизводил систему высших государственных учреждений
· приказов. Это были Разрядный, Поместный, Разбойный приказы, ведавший казною Большой приход, были даже Дворцовый приказ и приказы территориальной компетенции
· Четверти. Показательно, что основное внимание законодателей было обращено на правовую основу распределения зе-124 мельных владений (2, С.52-57).
Заметное место в истории земских соборов занял Собор 1613 г., избравший на царство Михаила Федоровича Романова. В последующие несколько лет (1613
· 1622 гг.) соборы функционировали постоянно и к их помощи власти предержащие прибегали для объявления новых налогов (почти ежегодно), упорядочения отношений с казачеством, материального обеспечения войска. Но после 1622 г. работа Земского собора была свернута. По мнению Черепнина, это свидетельствовало о развитии государства от сословно-представительной монархии к абсолютизму (3). В то время Собор так и не обрел государственно-правовой статус, хотя в ряде случаев он принимал действительно фундаментальные правовые акты.
В 1649 г. Земский собор утвердил новый общегосударственный правовой кодекс
· Соборное уложение. А четырьмя годами позже, в 1653 г., на Соборе был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Один из последних соборов, 1682 г., принял решение об отмене местничества. В дальнейшем вся полнота власти вновь была сосредоточена в руках главы государства
· царя. Земские соборы, не став полноправными законодательными органами, все же прочно вошли в законодательную историю России. Некоторые авторитетные исследователи (М.В.Клочков, В.Е.Якушкин, В.О.Ключевский и др.) усмотрели в Земских соборах начала народного представительства.
В развитии этого института (особенно в 1613 – 1649 гг.