Ответственность за преступления в сфере предпринимательской деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ
“Мой заголовок;1;Мой заголовок1;2” “” ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА “” . ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
“” .1 Уголовно-правовая политика в сфере защиты экономики советского государства.
“” .2 Проблемы уголовно-правовой охраны предпринимательства в России пореформенного периода. Коллизия законов.
ГЛАВА “” . ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕГО ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ
“” .1Классификация экономических преступлений в Уголовном кодексе PФ
“” .2 Преступления, посягающие на правоотношения в сфере предпринимательства.
ГЛАВА “” . УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗА-КОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
“” .1 Объект уголовно-правовой защиты.
“” .2 Объективная сторона незаконного предпринимательства.
“” .3 Субъективные признаки и субъекты незаконного предпринимательства
“” .4 Квалифицированные виды незаконной предпринимательской деятельности и отличие от лжепредпринимательства.
“” ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“” БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Переход России к новым экономическим отношениям сопровождался невиданным ранее ростом преступности в сфере производства, распределения и обращения материальных благ. Вся современная отечественная преступность так или иначе приобретает экономическую направленность или детерминируется изменениями, происходящими в экономической системе.
При том, что вопросы экономической преступности находятся сегодня в нашей стране в центре внимания криминалистов, теоретиков уголовного права, философов и политологов, журналистов и экономистов, проблема определения сущности экономической преступности остается одной из наиболее дискуссионных как в теории уголовного права, так и в криминологии.
Предпринимательская деятельность, определяемая Гражданским Кодексом РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке, является основной формой экономической деятельности.
Поэтому государство обязано урегулировать законом соответствующие отношения и охранять установленный законодательством порядок различными, в том числе и уголовно-правовыми, средствами. Этим обстоятельством объясняется актуальность проблемы защиты предпринимательства законного (легального) и ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность для отечественного уголовного законодательства.
В России теневая экономика первоначально возникла и выросла еще в условиях планового хозяйства как ее вторая, скрытая часть. Фундаментом теневой экономики было превращение части менеджеров в фактических собственников государственных предприятий в условиях ослабленного контроля со стороны соответствующих государственных органов и использования ими чужой, государственной собственности для личного обогащения. Возникнув первоначально в сфере товарного обращения (оптовая и розничная торговля), а также в строительстве, теневая экономика постепенно проникла в промышленность, в том числе, и в тяжелую. К концу существования социализма в России около 20% ее ВВП приходилось на чистый продукт теневой экономики.
При переходе к рынку истинные масштабы и роль теневого сектора не были учтены ни в политике реформ, ни в государственном регулировании. Это привело сначала к «дикой приватизации» государственных предприятий, а затем к их вырождению на основе формальной приватизации.
Теоретическое значение рассматриваемой проблемы заключается в необходимости четкого определения объекта уголовно–правовой защиты, т.е. того, что является незаконной предпринимательской деятельностью; а также определения ее важнейших признаков, их связей с комплексом причин и условий развития данного вида преступлений; разграничения с иными видами экономических преступлений и преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Практическое значение данной проблемы заключается, прежде всего, в определении, с позиций уголовного права направлений совершенствования отечественного законодательства, закрепления современных правовых нормы, выработанных с учетом новых экономических реалий и нового места государства в регулировании экономической системы общества.
В связи с переходом от государственной монополии на собственность к рыночной экономике, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, значительно обострились противоречия и конфликты в обществе, произошел резкий всплеск ненормативного поведения, часто переходящего грань уголовного закона. Наиболее остро это проявляется в сфере предпринимательских правоотношений.
Целью исследования является изучение уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность по действующему законодательству РФ.
Для достижения указанной цели представленной дипломной работы необходимо решение ряда общих и частных задач исследования, которыми определяется внутренняя структура настоящей работы, ее деление на главы и параграфы.
Общими задачами исследования являются: анализ исторического развития уголовно-правовой охраны предпринимательской деятельности; рассмотрение основных видов преступлений против общего порядка осуществления предпринимательской деятельности по действующему законодательству: уголовно- правовая характеристика незаконного предпринимательства.
Частными задачами исследования в дипломной работе являются, во-первых, изучение уголовно-правовой политики в сфере защиты экономики советского государства, проблем уголовно-правовой охраны предпринимательства в России пореформенного периода и коллизии законов (гражданского и уголовного).
Во-вторых, для лучшего понимания специфики объекта уголовно- правовой защиты необходимо классифицировать экономические преступления в Уголовном кодексе РФ (1996 г.) и преступления, посягающие на предпринимательские правоотношения.
В-третьих, при анализе уголовно-правовых характеристик незаконного предпринимательства будут рассмотрены: объект уголовно-правовой защиты, объективная сторона данных преступлений, признаки их субъективной стороны и субъектов, квалифицированных видов незаконной предпринимательской деятельности и ее отличия от лжепредпринимательства.
При исследовании использованы Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, законодательные акты и акты судебного толкования норм уголовного законодательства, сочинения отечественных и зарубежных правоведов, посвященные проблеме исследования, Шнайдера Г.И.,Яковлева М.Н., Кузнецовой Н.Ф.,Кузнецова А.П., Ветрова Н. И. и Ляпунова Ю. И., Кошкарова П., Косалса Л., Казарины А., Яни П., и ряда других авторов, указанные в разделе библиографии.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Уголовно-правовая политика в сфере защиты экономики советского государства.
С позиции криминологии, экономическая преступность – все то, что нарушает уголовные законы государства, направленные на защиту экономических отношений. И. Анденс совершенно справедливо указывает, что нет и никогда не было какого-то “абсолютного” экономического преступления: на различных этапах истории, на определенных ступенях развития рынка, сообразуясь с политическими интересами правящей элиты, государство криминализирует или декриминализирует по закону те или иные деликты, переводя их в разряд хозяйственных преступлений. Общей тенденцией является расширение применения уголовного закона по мере консолидации рыночного хозяйства, упрочения и интенсификации хозяйственных связей, роста взаимной зависимости субъектов для защиты экономических отношений.
Так, впервые феномен “беловоротничковой преступности” был рассмотрен американским криминологом Э. Сазерлендом в 1940 году. Этот исследователь определил ее “как комплекс правонарушений, совершаемых уважаемыми лицами с высоким социальным статусом в рамках их профессиональных обязанностей и с нарушением доверия, которое им оказывается”. В последующем американские авторы начали использовать для обозначения предпринимательских преступлений термины “служебная и коррупционная преступность”, а также “корпоративная преступность”.
Поскольку усиление государственного регулирования экономики – общая функция всех развитых государств, то сходные понятия (“хозяйственные преступления”) в то же время вошли и в аппарат отечественных правоведов. Но содержание их отличалось особой спецификой: социалистическое государство объявляло преступным все, что посягало на его неограниченную монополию собственности или противоречило директивам централизованного руководства экономикой.
Социалистическая экономика, построенная иначе, чем рыночная, внесла в понятие “хозяйственные преступления” свою специфику. В советский период родовой объект хозяйственных преступлений в целом сводился к так называемым интересам развития народного хозяйства, или иначе, к порядку народного хозяйствования, обеспечивающего нормальное функционирование хозяйственной деятельности социалистической экономики.
Под экономикой понимается: совокупность производственных отношений, соответствующих данной степени развития производственных сил общества и его организационным структурам, господствующий строй производства в обществе, а также организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-то отрасли хозяйственной деятельности.
В нашей стране в течение всего советского периода (за исключением этапа НЭПа 1921-1927гг. и либерализации 1985-1991 гг.) любая предпринимательская деятельность частных лиц, сопряженная с приобретением и перепродажей товаров по более высокой цене и с использованием наемного труда. Преследовалась по уголовному закону как спекуляция или эксплуатация наемного труда. Государство всемерно подавляло и преследовало все, что могло составить конкуренцию централизованному государственному сектору экономики.
Нет ничего удивительного в том, что зарождение и становление отечественного предпринимательства “первой волны” происходило в условиях постоянной угрозы уголовного преследования.
Вместе с тем, “социальный заказ” на предпринимательские услуги неуклонно возрастал по мере деградации административно-командной системы, нарастания ее структурного кризиса, роста дефицитов, массовых хищений и пр.
Налицо было фактическое массовое “перераспределение” продуктов труда, осуществлявшееся вне легальных рамок, но при сохранении внешних предписанных законом форм. Изменения ценностных ориентаций участников экономических отношений, возникающие вследствие роста социальных конфликтов, вели к массовому несоблюдению официальных норм (формируя в целом терпимое отношение к анормативному поведению) и распространению теневого нормотворчества. В этом проявлялась дисфункция социальных институтов, для которых экономическая преступность советского периода – сплошь и рядом, обычная предпринимательская активность, – выступала “компенсаторным механизмом”.
В пореформенное время (примерно с середины 1985-1987 -ых гг. -издание Указа о развитии кооперации и принятие Закона СССР “Об индивидуальной трудовой деятельности”) ряд качественных условий перехода к рыночным отношениям в России способствовал бурному росту экономической преступности и такой ее составной части как незаконное предпринимательство. Прежде всего, следует выделить то обстоятельство, что переход к многоукладной экономике осуществлялся в приказном порядке в условиях правового “вакуума”.
Поэтому не следует рассматривать массовую экономическую преступность, рост незаконного предпринимательства как “особый феномен перестройки”, как это делают некоторые авторы. Теневая экономика) и органично связанное с ней незаконное предпринимательство существовали в СССР всегда. Но в пореформенные десятилетия произошел их значительный рост.
Проблемы уголовно-правовой охраны предпринимательства в России пореформенного периода. Коллизия законов.

Теневая экономика- это такая экономическая деятельность, которая ведется без предоставления государству обязательной отчетности хозяйствующими субъектами или с нарушением установленного порядка предоставления такой отчетности, обычно с целью минимализации издержек в виде выплаты обязательных отчислений, налогов, сборов государству. Этот сектор экономики присутствует во всех государствах, как с многоукладной рыночной, так и с централизованно планируемой и управляемой социалистической системой.
Причинами его роста являются бюрократические трудности для выхода на рынок и лицензирования предпринимательской деятельности, включая трудности натурализации иммигрантов и внутренних мигрантов (прописка по месту жительства), отсутствие инфраструктуры современного предпринимательства, неблагоприятный налоговый режим, сложности доступа к кредитным средствам, аренде необходимых объектов, высокие энергетические тарифы, высокий уровень коррупции и бюрократизм органов, ведающих организацией рынка и осуществляющих контроль за соблюдением предпринимательского законодательства.
Решать все эти проблемы только уголовно-правовыми средствами неэффективно и крайне обременительно для бюджета. Важно учитывать, что наиболее часто встречается так называемая “серая экономика” – вполне легальная экономическая деятельность хозяйствующего субъекта, совершенно законный труд, “доходы от которого не фиксируются так, как этого хочет государство в лице фискальных органов.
Отсюда, во-первых, теневая экономика и незаконное предпринимательство явления далеко не тождественные, при том, что они являются органично едиными.
Криминальный бизнес (нелегальное бутлегерство, “черный рынок” земли, торговля стратегическими ресурсами, наркоторговля и проституция) являются составляющей частью теневой экономики. По мнению шведского экономиста А. Асунда, на долю криминальных группировок приходится примерно 3% теневого сектора.
Однако отечественный законодатель пошел по пути разграничения уголовно наказуемого деяния и административного проступка по признаку суммы (довольно незначительной) нелегально полученного дохода. (Приложение к ст. 171 УК РФ)
Во-вторых, нелегальное предпринимательство не является “изобретением” отечественных бизнесменов 1985-1991 гг. Оно существовало и в СССР как средство исправления вечных диспропорций и восполнения дефицитов товаров и услуг, а также обеспечивала социальную нишу для многих предприимчивых и просто трудолюбивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах. По оценкам МВД СССР в 1990 -1991гг. в теневом секторе отечественной экономики создавалось 10-11% ВВП, незначительно отличались от союзных и российские показатели.
В-третьих, рост незаконного предпринимательства (уголовно наказуемого и ненаказуемого) в теневом секторе генерировался сохранением в течение всего пореформенного десятилетия многочисленных правовых, административных, монополистических и финансовых ограничений для свободного выхода на рынок миллионам наших сограждан. По данным профессора Ф. Шнайдера, подтверждающимся в целом данными МВД РФ, к 1993году теневой сектор
российской экономики составил до 27% ВВП, в 1996 году-46%, а в 1998 году сократился до 40%, т. е. до уровня балканских стран.
Если для развитых государств наличие теневой экономики является следствием высокого уровня жизни, превышения платежеспособного спроса над легальным предложением и высоких налогов на доходы; то для слаборазвитых и развивающихся стран (в том числе и России) данный сектор является действенным компенсаторным механизмом адаптации больших масс населения к рыночным условиям, повышения уровня доходов наименее социально защищенных слоев (молодежи и пенсионеров).
Наличие обширного теневого сектора экономики не только сокращает возможности государства по управлению народным хозяйством, устранению его диспропорций, контроля сферы обращения, сокращает налоговую базу, стимулирует инфляцию но и является питательной средой для всевозможных криминальных группировок выполняющих в нем публичные функции и инвестирующих в него основную часть нелегально полученных доходов, а также и для коррупции государственных служащих.
Среди субъектов, совмещающих законный и теневой бизнес, условно можно выделить три основные группы лиц: совершающие уголовно ненаказуемые правонарушения эпизодические использование “серых” схем инвестирования через подставные и дочерние фирмы): систематически совершающие различные правонарушения небольшой тяжести: систематически совершающие как правонарушения, так и преступления, связанные с нарушением правил лицензирования, уплаты налогов и сборов, законов о регистрации Последние тесно смыкаются с криминальным сектором, но отличаются по видам правонарушений.
В этих условиях перед государством встает проблема выбора адекватных средств законодательного регулирования экономической деятельности: гражданско-правового или уголовно-правового. Сторонники первого (Яковлев A.M., Жалинский А. Э.) выступают за декриминализацию предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации и лицензирования, при усилении ответственности за криминальный бизнес и узаконивание, введение в оборот (легализацию), доходов от преступной деятельности.
В таком подходе к разрешению коллизии законов присутствует ряд позитивных моментов. Если государство не готово в силу различных причин создать нормальные условия гражданам и организациям для ведения совершенно безопасного и полезного для окружающих бизнеса, обеспечит граждан работой и зарплатой, достаточной для достойной жизни, то оно не должно угрожать им применением уголовной репрессии.
Сторонники сочетания гражданско-правового и уголовно-правового методов защиты предпринимательских отношений (Наумов А.В., Яни П. ) указывают, что признание обязательства не исключает в принципе уголовного наказания обязанного лица в случае совершения им нарушения законодательного предписания. Кроме того, лица, ведущие незаконную предпринимательскую деятельность, недобросовестным образом конкурируют с теми хозяйствующими субъектами, которые действуют легально, причиняют им значительные убытки, а сами получают сверхприбыли. Незаконное предпринимательство причиняет ущерб и нормальному функционированию экономики, прежде всего финансовой системе, а также создает условия для вовлечения в правонарушения все большее количество граждан.
Кроме того, по мнению А. В. Наумова, “нет такой отрасли права, отдельные нормы которой органически не входили бы в уголовно-правовые. И в этих случаях условия уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний содержатся в нормах не только уголовного права, но и других отраслей”.
Отсюда, современное государство, устанавливая правила легализации предпринимательской деятельности, предоставления обязательной отчетности, порядок уплаты налогов и сборов, иные общеобязательные правила ведения хозяйственной деятельности,- может и должно гарантировать их от нарушения недобросовестными исполнителями, в том числе и возможностью применения к последним мер уголовной ответственности.
Другой вопрос, что ответственность эта должна носить правовой характер. Пределы и характер этой ответственности должны соответствовать реалиям общественной жизни и уровню общественного правосознания. Наконец, она вместе с иными мерами государства должна стимулировать предпринимателей “выйти из тени”. В противном случае уголовные нормы “не работают”.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕГО ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Классификация экономических преступлений в Уголовном кодексе PФ

При кодификации норм об экономических преступлениях довольно сложно разграничить собственно экономические отношения, включая предпринимательские, и отношения собственности. Почти все экономические преступления причиняют вред и отношениям собственности. В ряде случаев их вообще нельзя разграничить, как например, при обмане потребителей субъектом предпринимательской деятельности (ст. 200 УК РФ) В данном случае права собственников и их имущественные интересы выступают дополнительным объектом экономического преступления.
Для лучшего понимания места незаконного предпринимательства в системе экономической преступности целесообразно рассмотреть различные классификации преступлений в сфере экономической деятельности.
Так, Яцеленко Б.В., классифицирует их, исходя из непосредственного объекта, т. е. сферы экономической деятельности, в которой они совершаются, выделяя:
– преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
преступления в денежно-кредитной сфере;
преступления в сфере финансовой деятельности государства;
– преступления в сфере торговли и обслуживания населения;
Волженкин Б. В. предлагает классифицировать преступления в сфере экономической деятельности на основе двух критериев – на основе сферы экономической деятельности и ее субъектов:
преступления должностных лиц, нарушающих установленные гарантии и порядок осуществления экономической деятельности (ст. 169, 170);
преступления, связанные с нарушением установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (ст. 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 196, 197);
-преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции (ст. 178);
преступления в сфере обращения денег и ценных бумаг (ст. 185, 186, 187, 191, 192, 193);
таможенные преступления (ст. 188, 189, 190, 194);
налоговые преступления (ст.198, 199);
преступные нарушения прав потребителей (ст. 200).
Яковлев A.M. классифицирует преступления в сфере экономической деятельности по принципу относительности однородности посягательств и выделяет следующие группы составов: – преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности (ст.ст. 169, 170 УК),
-нарушение общего порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. ст. 171, 172, 173, 174, 175 УК),
– преступления в области кредитных отношений (ст.ст. 176,177 УК),
-монополизация рынка и недобросовестности конкуренции (ст.ст. 178, 179, 180, 181, 183, 184 УК),
-преступления в сфере денежного обращения и ценных бумаг (ст.ст. 185, 186, 187 УК),
-таможенные преступления (ст.ст. 188, 189, 190, 194 УК),
-валютные преступления (ст.ст. 195, 196, 197 УК),
-налоговые преступления (ст.ст. 198, 199 УК),
-обман потребителей (ст. 200 УК).
По-моему, наибольшее практическое значение имеет классификация экономических преступлений, предложенная Б. М. Леонтьевым, согласно которой все рассматриваемые преступления могут быть разбиты на следующие группы:
I. Преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности (ст. 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 183 УК).
II. Преступления, связанные с банкротством (ст. 195, 196, 197 УК)
III. Преступления в сфере обращения денег, ценных бумаг и иных платежных документов (ст. 185, 186, 187 УК)
IV. Преступления в сфере таможенного регулирования (ст. 188, 189, 190 УК)
V. Преступления в сфере валютного регулирования (ст. 191, 192, 193 УК)
VI. Преступления в сфере налоговых и иных платежей (ст. 194, 198, 199 УК)
VII. Преступления, связанные с нарушением интересов потребителей (ст.ст. 178, 179, 180, 181, 182, 184, 200 УК). Данная классификация является наиболее простой и широко употребляющейся в специальной литературе.
Таким образом, основная часть преступлений в сфере экономической деятельности регламентирована в гл. 22 УК РФ, входящей в разделе VIII Кодекса «Преступления в сфере экономики».
Непосредственные объекты рассматриваемых преступлений весьма разнообразны. Их специфика с юридико-технической точки зрения наиболее полно проявляется в предмете преступления.