Правовое регулирование ценообразования

Содержание

“” Введение

“” . Государственное регулирование ценообразования
“” . Способы государственного регулирования ценообразования
“” . Органы государственной власти, осуществляющие регулирование ценообразования

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Регулирование ценообразования необходимая часть государственной политики. В зависимости от состояния экономики степень такого воздействия государства на цены меняется. Оно позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики.
Правовое регулирование ценообразования
· это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, – по государственным ценам.
На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное регулирование.
В обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом правового регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.
Целью представленной курсовой работы является изучение правого регулирования ценообразования.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
– рассмотрен процесс государственного регулирования ценообразо-вания;
– изучены способы государственного регулирования ценообразования;
– определены органы государственной власти, осуществляющие регулирование ценообразования.
1. Государственное регулирование ценообразования

Вопросы ценообразования являются важнейшими для формирования социально ориентированной рыночной экономики и нормального экономического развития государства в целом. Тем не менее, в настоящее время в нашем государстве еще не сформирована единая концепция государственной ценовой политики, отсутствует единый федеральный орган ценового регулирования.
На современном рынке цена выступает важным рычагом управления рыночными процессами, ориентиром для поведения субъектов хозяйственной деятельности.
Государственное регулирование рынка и цен осуществляется во всех странах мира. Широко распространена эта практика в развитых странах. Так, в США государство регулирует до 10 % цен, в основном в отраслях, где существует естественная монополия (сельское хозяйство, энергетика, связь). В Японии государство регулирует около 20% потребительских цен (в том числе такие важные, как тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость медицинского обслуживания и образования, цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду).
В Швейцарии федеральное ведомство по контролю за ценами в законодательном порядке фиксирует почти 50 % объема товарной продукции сельского хозяйства. Ограниченное регулирование осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и другим товарам. В очень редких случаях (опасность возникновения войны или угроза значительного общего повышения цен) правительство имеет право (что предусмотрено законом) на прямое воздействие на цены (замораживание), как, например, в Швеции. Правительство может замораживать цены на отдельные товары и услуги, включая квартирную плату.
Цена как основной инструмент рынка отражает политические, экономические, социальные и психологические факторы, в частности, на уровень цен могут влиять соотношение спроса и предложения на конкретный товар (услугу), государственная политика в области цен и ценообразования, психология поведения потребителя, природно-климатические условия.
В зависимости от объекта оценки можно выделить цены на материальную продукцию и на услуги. В зависимости от сферы хозяйственного оборота, который совершает продукция, выделяются закупочные, оптовые, отпускные и розничные цены.
Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые
· на продукцию производственно-технического назначения, отпускные
· на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены определяются изготовителем продукции и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме покупателей в розничной торговле.
Оптовая цена включает:
затраты на производство продукции, работ, услуг, в том числе расходы на транспортировку, хранение, сбытовые надбавки и другие накладные расходы;
налог на добавленную стоимость;
акциз по товарам, облагаемым акцизами; размер прибыли изготовителей (продавцов) продукции, исполнителей работ и услуг, определяемый по свободным ценам (самостоятельно) или по ценам, регулируемым государством.
Реализация товаров народного потребления, некоторых видов продукции производственно-технического назначения, работы и услуги населению осуществляется по розничным ценам.
Розничная цена включает оптовую цену и накладные расходы (торгующих и иных коммерческих организаций), а также торговую надбавку, предполагающую получение соответствующей прибыли.
Тарифами называют цены на услуги (транспортные, бытовые, коммунальные).
В зависимости от условий поставки и порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) различают следующие виды франко (т.е. условий продажи, согласно которым продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск; при этом в цену включаются транспортные, страховые, а при пересечении границы и таможенные расходы):
франко
· станция отправления (транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены);
франко
· станция назначения (в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона);
франко-вагон
· станция назначения;
франко-вагон
· станция отправления;
франко-вагон
· склад поставщика;
франко
· склад покупателя;
франко
· скважина;
франко
· стройплощадка и т.д.
В зависимости от способа установления различают свободные цены (складываются по соотношению спроса и предложения, по соглашению сторон) и регулируемые цены (устанавливаются уполномоченным государственным органом путем определения фиксированной цены, верхнего и нижнего предела цены, надбавки к цене, предельного коэффициента изменения цены, предельного уровня рентабельности).
Формирование цены как экономической категории зависит от ряда факторов, которые по характеру своего воздействия на механизмы ценообразования могут быть прямыми и косвенными. Прямые меры осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.
Среди основных прямых факторов воздействия на формирование цены экономисты называют:
стоимость сырья и материалов при производстве товаров;
доходы, которыми располагает покупатель;
тенденция преобладания товара по источникам поступления (импортные, отечественные);
меры по укреплению рубля;
реальные, приемлемые условия банковских кредитов, предоставляемых как производителям, так и продавцам товаров;
динамика инвестиций в основной капитал торговли, общественного питания и бытовых услуг;
изменения на рынке труда.
Косвенными факторами, влияющими на рост потребительских цен, являются:
уровень эффективности инфраструктуры по продвижению товара от производителя к потребителю;
информационное обеспечение процессов купли-продажи;
количество товаров на рынке отечественных товаропроизводителей;
число предприятий-продавцов на рынке;
наличие товаров-заменителей, более дешевых, но потребительски относительно равноценных;
состояние развития и применения новейших технологий в методах продажи товаров и оказания услуг;
наличие и достаточность мер поддержки предпринимательской деятельности со стороны государственных структур, включая развитие социально ориентированного бизнеса.
С правовой точки зрения цена выступает в различных аспектах: как база для формирования налога на добавленную стоимость, как существенное или сформулированное сторонами условие договоров и пр.
По степени воздействия государства на процесс ценообразования цены бывают свободными и регулируемыми.
Именно установление регулируемых цен, т.е. цен, в той или иной мере подвергшихся корректировке со стороны государства, и является одним из способов воздействия государства на осуществление предпринимательской деятельности.
Целями государственного регулирования цен (тарифов) являются:
обеспечение устойчивого развития экономики и качества оказываемых населению услуг;
защита интересов потребителей от необоснованного изменения регулируемых цен (тарифов);
минимизация расходов бюджета, направляемых на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг по государственному заказу.
Основные принципы государственного регулирования цен (тарифов)
· это:
достижение баланса интересов поставщиков и потребителей услуг;
компенсация субъектам ценового регулирования обоснованных расходов на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг;
обеспечение доходности субъектов ценового регулирования, позволяющей им финансировать восстановление, модернизацию и развитие основных фондов, а также социальное развитие;
защита средств, направляемых на оплату труда, от инфляционных процессов;
обеспечение согласованности изменения цен (тарифов) в процессе их регулирования;
учет результатов финансово-хозяйственной деятельности
субъектов ценового регулирования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
введение предельного уровня рентабельности, в том числе инвестиционной составляющей для определенных видов деятельности, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
увязка уровня и динамики регулируемых цен (тарифов) с материалами экономического баланса производства и реализации соответствующих видов работ, услуг, продукции.
Правовое регулирование вопросов государственного воздействия на формирование цен производится многими нормативными актами, среди которых на сегодняшний день основную роль играют подзаконные акты.
Так, большое значение имеет Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г.
· 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Данным указом признано необходимым в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) осуществлять дальнейшую либерализацию цен (тарифов). Государственное регулирование цен (тарифов) предпринимать в основном только на продукцию естественных монополий.
Правительству Российской Федерации было необходимо определить с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа Президента принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г.
· 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утверждены три перечня:
перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ;
перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
2. Способы государственного регулирования ценообразования

Способы государственного регулирования цен в настоящее время достаточно разнообразны.
1. Прежде всего государство может устанавливать предельные (максимальные или минимальные) цены на отдельные виды продукции, работ и услуг.
Например, Письмом Минэкономики РФ от 3 февраля 2000 г.
· ИМ-155/7-113 были утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации.
2. Государство может устанавливать базовые цены и предельные коэффициенты их изменения.
Например, Постановление ФЭК РФ от 29 мая 1998 г.
· 22/1 «Об утверждении Временного Положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ» ориентировано на формирование экономически обоснованных оптовых цен на газ, дифференцированных с учетом различной стоимости транспортировки газа от места добычи до покупателя.
Указанное Временное Положение определяет порядок расчета дифференцированных оптовых цен на газ, основанный на оценке выручки, необходимой для компенсации обоснованных затрат, уплаты установленных налогов, сборов и других платежей, а также получения экономически обоснованной прибыли для осуществления хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии.
3. Размер цен (тарифов) может фиксироваться.
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1996 г.
· 140 «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» были утверждены, в частности, тарифы на электроэнергию, отпускаемую акционерным обществам энергетики и электрификации с федерального оптового рынка электроэнергии и мощности; тарифы на электроэнергию, поставляемую атомными электростанциями на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности; размер абонентной платы за услуги по организации работы и развитию Единой энергетической системы России и норматив формирования средств на развитие и обеспечение безопасного функционирования атомных электростанций концерна «Росэнергоатом».
4. Могут регулироваться предельные размеры торговых надбавок.
В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001
· 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» было установлено, что государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется путем:
государственной регистрации предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства.
5.