Изучение уровня развития эмпатии

Содержание

“” Введение

“” . Проблема эмпатии в психологической науке
“” . Эмпатия и ее виды
“” . Методы диагностики эмпатии личности
“” . Экспериментальное исследование

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества, неразделенности. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности, холодного безразличия. В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится актуальной для нашего времени.
Проникновение в природу эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении.
Эмпатия (от греч. empatheia
· сопереживание)
· постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека. Эмпатия характеризуется слабым развитием рефлексивной стороны, замкнутостью в рамках непосредственного эмоционального опыта.
Эмпатическое внимание (слушание) впервые описано К. Роджерсом. Его можно охарактеризовать как особое отношение к партнеру, основанное на соединении идентификации и эмпатии. Такое соединение позволяет достичь глубины и подлинной открытости контакта. Но оно чревато для ситуации оказания помощи, так как психолог может оказаться «связанным» трудностями партнера,.
На таком понимании роли эмпатии базируется клиенто-центрированный подход к психотерапии. К. Роджерс подчеркивал, что понимание клиента должно быть лишено предвзятости, стереотипности. Оно очень важно для психологического благополучия человека. В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности. Иногда даже намерение понять может «вылечить». Особенно это верно, по его мнению, для психотических личностей. Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные, неясные высказывания больного, поощряет его больше выражать себя, помогает понять, что он важен для другого. «Эмпатия
· это наиболее сильный аспект деятельности психотерапевта, так как она освобождает, она подтверждает, она возвращает даже наиболее испуганного клиента в человеческий род».
Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъективный подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания
· слышания, подтверждения (А.У. Хараш).
Впоследствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: ученик
· учитель, ребенок
· родитель и т.д. К. Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. Фасилитатором, т.е. способствующим процессу (личностного роста, учения, общения), может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг.

Сегодня наиболее популярно понимание эмпатии, предложенное Даймонд: “Эмпатия – воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу”. Бронфенбреннер же определяет эмпатию как социальный инсайт, понимание отличия людей друг от друга.
Новый импульс к развитию представлений об эмпатии был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Он настаивает на том, что эмпатия – одно из базовых условий личностного роста, это не состояние, а процесс, особые взаимоотношения. На таком понимании базируется клиент-центрированный подход в психотерапии, впоследствии распространенный на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель.
В отечественной психологии проблема эмпатии поднимается в начале 70-х гг. Т. П. Гавриловой, определяющей эмпатию как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого (виды: сопереживание и сочувствие). Н.И. Сарджвеладзе считает, что эмпатия – это особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, включенное как особая форма в социальное взаимодействие между людьми.
Широко рассматриваются также вопросы выделения видов эмпатии и псевдоэмпатии, ее гендерных характеристик (А.Б. Орлов, Ю.В. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина и др.). Однако вопрос о взаимосвязи эмпатии с личностью и о влиянии степени выраженности эмпатии на ее структуру изучен недостаточно.

2. Эмпатия и ее виды

Слово “эмпатия” происходит от греческого “patho” (сильное и глубокое чувство, близкое к страданию); префикс “em” означает направление, внутрь. Первоначальное понятие эмпатии изучалось: философскими дисциплинами – этикой и эстетикой – и носило другое название – “симпатия”. Еще древние греки придавали симпатии космическое значение, понимая под ней духовную объективную общность всех вещей, предопределяющую сочувствие людей друг другу.
В этических системах философов XVIII-XIX вв. – Смита, Спенсера, Шопенгауэра – симпатия рассматривалась как свойство человеческой души, отвечающее за регуляцию взаимоотношений между людьми в вопросах совести, справедливости, альтруизма. Уже Спенсер различал симпатию инстинктивную – как эмоциональное заражение – и интеллектуальную (сочувственную). В дальнейшем это разграничение мы встретим и у других исследователей, и оно принципиально важно. Во избежание ассоциаций с неоднозначным понятием инстинкта мы будем использовать термин “эмоциональная эмпатия” в противовес “когнитивной” (интеллектуальной).
Выделяют четыре наиболее часто встречающихся определения эмпатии:
понимание чувств, потребностей другого;
вчувствование в событие, объект искусства, природу;
аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;
свойство психотерапевта.
В современной психологии феномен эмпатии вызывает наибольший интерес у социальных психологов и психотерапевтов. Это и понятно, поскольку эмпатия проявляется прежде всего в общении. Способность к эмпатии признана одним из профессионально важных качеств психотерапевта, а если обратиться к истории медицины, то призывом к эмпатическому восприятию можно посчитать древнее изречение “лечить надо не болезнь, а больного”. Современные психотерапевты также придают большое значение эмпатии при общении с пациентом (клиентом), видя в ней необходимое условие для полноценного контакта.
Карл Роджерс отмечал важность эмпатии для процесса самоактуализации клиента: “Важным условием актуализации является эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие означает просто недифференцированное благодушное отношение ко всем. Роджерс рассматривает эмпатическое понимание как интерперсональную феноменологиче-скую форму знания. На мой взгляд, в своем понимании эмпатии он ближе к когнитивному направлению, чем к эмоциональному. Под эмпатическим пониманием им подразумевается как проникновение в субъективный мир другого, так и проверка правильности этого понимания, согласен ли партнер по общению с таким толкованием его слов. Нам кажется очень важным это замечание о необходимости обратной связи, поскольку невозможно конструктивное общение, если объективный смысл сказанного не совпадает с субъективным (когда партнер по общению заявляет: “Вы меня не так поняли, я не то хотел сказать”.
К. Роджерсу вторит К. Рудестам: “Адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, является необходимым, но недостаточным условием хорошей коммуникации. Эмпатически общаться – значит убедить других в своем понимании их чувств, так и поведения и опыта, лежащих в основе этих чувств. Интересно отметить, что социальные психологи иногда становятся на позицию эмоциональной трактовки феномена эмпатии. Г.М. Андреева противопоставляет рефлексию как “разнообразно проявляющееся качество познания человека человеком, когда субъект восприятия различными средствами реконструирует в собственном сознании элементы внутреннего мира других людей – объектов восприятия”, и эмпатию как “аффективное понимание”. Отличие эмпатии от рефлексии заключается в том, что при эмпатическом понимании субъект восприятия не “продумывает”, а “прочувствывает” ситуацию общения, т.е. Г.М. Андреева согласна с различением эмпатии эмоциональной и когнитивной.
А.А. Бодалев, не употребляя термина “эмпатия”, пишет о “воспитанности эмоциональной сферы, которая прежде всего проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои”, подразумевая эмпатию эмоциональную. По мнению Е. Мелибруды, эмпатия – это умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Таким образом, анализируя литературу по интересующей нас теме, мы приходим к выводу, что большинство авторов различают эмпатию как в первую очередь когнитивный процесс, дополняемый эмоциональным отношением к предмету восприятия, и эмпатию как аффективное понимание, вчувствование.

Эмпатия имеет несколько уровней:
первый уровень включает когнитивную эмпатию, когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.) и проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния);
второй уровень предполагает эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;
третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной.
Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
В качестве особых форм эмпатии выделяют:
сопереживание
· переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;
сочувствие
· переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания, взаимопонимание являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. (Рефлексия (от лат. reflexio
· обращение назад)
· способность сознания человека сосредоточиться на самом себе).
Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.
Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами
· не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ставим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.
Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям, собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с человеком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно оказывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им в подготовке к приему гостей.
Эта высшая форма эмпатии
· действенная
· характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.
В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции.

3. Методы диагностики эмпатии личности

Рассмотрим основные методические приёмы измерения эмпатии, которые разрабатываются психологами в соответствии с их пониманием природы эмпатии.
Трактовка Даймонд эмпатии как понимания людьми друг друга легла в основу теста по измерению предиктивной эмпатии. Даймонд строит свой эксперимент по принципу «как если бы», разработанному Венгером для изучения принятия роли, внушаемости и других проблем социальной психологии. В течение 30 минут несколько групп по 5 человек беседуют на нейтральную тему. Затем испытуемых просят описать себя по шести признакам, предложенным экспериментатором. Испытуемый
· субъект
· С
· должен предсказать, как другой испытуемый
· объект О
· опишет себя. В ходе эксперимента все участники заполняют шкалу друг за друга и за себя. Разница ответов С и О служит мерой эмпатийности С. Чем меньше расхождение в ответах, тем выше эмпатийность данного индивида.
Авторами, рассматривающими эмпатию как перцептивный акт эффективного вчувствования, предложены свои тесты.
Так, литературный тест Махони выявляет способность индивида проникать во внутренний мир других людей. Испытуемым предлагаются четыре отрывка прозы, где описаны характеры и переживания героев. После чтения каждого отрывка они заполняют 20 незаконченных предложений по альтернативному выбору. Критерии эмпатийности ответов устанавливались методом компетентных судей.