Самооценка младших школьников

Тема. Самооценка младшего школьника.

Цель: роль самооценки в развитии личности младшего школьника

Задачи: – роль родителей в формировании адекватной самооценки
младшего школьника,
– влияние учителя на самооценку ученика,
– профилактическая работа врача-психиатра на тренинго-
говых занятиях по формированию реальной самооценки
школьника,
роль школьного психолога в формировании самооценки
учеников младших классов,

Гипотеза: влияние комплексного психолого-медико-педагогичес-
кого и родительского подхода на формирование адекват-
ной самооценки младшего школьника и развития
личности в целом.

П л а н

Введение
Актуальность проблемы.

Основная часть
2.1. Возрастные особенности младших школьников.
2.2. Познавательные процессы младших школьников.
Внимание.
2.3.Что мешает младшим школьникам быть счастливыми.
2.4. Почему дети не хотят учиться?

Эксперимент
Рекомендации. Как помочь и не мешать младшему школьнику.
Коррекция родительского поведения.

Заключение

Литература

Введение

1.1 Актуальность проблемы.

Уверенность человека в себе это особая психологическая аура. Она возникает уже в младенчестве. Психоаналитик Эрик Эриксон утверждал, что к первому году жизни у ребенка формируется базовое чувство доверия к миру, а к третьему
· ощущение свободы и самостоятельности или сомнения и вины. Здесь все зависит от родительского отношения. Одни окружают своего ребенка вниманием, заботой, любовью, а другие постоянно придираются и упрекают.
Есть известная байка о различии еврейской и русской систем воспитания. Родители-евреи с пеленок говорят своему чаду: « Адам, ты гений». Русские же пилят: «Иван, ты дурак». Возможно, большое число евреев среди банкиров, дантистов и шахматистов не результат международного сионистского заговора, а закономерный итог уважительного отношения к детям.
Хотя и нам есть с кого брать пример. В русских дворянский семьях было принято будить детей жизнеутверждающей установкой: «Вставайте, граф. Вас ждут великие дела». Неплохо бы это опять ввести в наш обиход.
Формирование самооценки особенно волнует американцев. Они давно поняли, какую колоссальную роль в успехе страны играет уверенность каждого человека в себе. Поэтому в некоторых штатах действую законы, запрещающие взрослым унижать детей. Если учительница обозвала школьника тупицей, то она платит крупный штраф.
Но у нас система воспитания и образования такова, что вирусом неуверенности заболевает подавляющее большинство школьников, даже самых талантливых. Чаще всего с такой проблемой обращаются к психологу или психиатру ученики разного возраста. Они хорошо учатся, занимаются в кружках и секциях, неуверенность мешает им продвигаться по лесенке личностного роста.
Неуверенность невозможно скрыть. Заискивающе-предупредительная интонация, слегка опущенные плечи и склоненная набок голова, вялая осанка
· ее верные признаки. (И кстати, изживать неуверенность можно, корректируя положение тела: выпрямите спину, поднимите голову, говорите пусть тихо, но внятно – и вы почувствуете себя пусть не намного, но сильнее.)
Агрессивно-самоуверенное или формально-отстраненное поведение также не что иное, как попытка закамуфлировать внутреннюю робость. Именно так и ведет себя большинство детей младшего школьного возраста.
Неуверенность мешает правильно оценивать окружающих и отстаивать собственные интересы. Именно в острых, конфликтных ситуациях проявляется то, насколько дети себя любят, ценят и уважают.
Неуверенный в себе ученик, попадая в затруднительное положение, тут же вспоминает о всех проблемах вместе, взятых, автоматически вызывая неподконтрольные эмоции
· обиду или гнев. В голове он постоянно прокручивает мысли типа: «Все плохое происходит только со мной», «Мне никогда не везет», « Я недостаточно решительный», « Все желают мне зла».
В сложных ситуациях он думает не о своих интересах, а о том, « что скажут окружающие», « как бы никого не обидеть», «все равно ничего не получится». Поэтому ему нелегко разрешать обычные жизненные затруднения, связанные с учебой, друзьями и одноклассниками. Часто он отказывается от многих радостей
· праздников в школе, дней рождений у друзей, мероприятий во внешкольных учреждениях.
Неуверенное поведение провоцирует в окружающих как минимум покровительственно-жалостливое отношение, но чаще
· высокомерно-пренебрежительное. А это, в свою очередь, способствует развитию вируса и переходу заболевания из острой стадии в хроническую.
Между уверенным и неуверенным в себе учеником колоссальная разница. Первый даже оскорбление воспринимает как неудачную попытку собеседника проявить внимание, а второй и в комплименте увидит насмешку. Первый полон оптимизма и дружелюбия, второй никому не доверяет и всех боится. Первый идет по жизни, опираясь на себя, думает о своих интересах и целях, второй ориентируется на мнение окружающих. Как же обрести младшему школьнику эту счастливую уверенность в себе?
На этот вопрос отвечает психологическая наука.
Надо просто хорошо изучить личность младшего школьника, его семью, окружение, т.е. друзей, товарищей, одноклассников и знакомых по секциях и кружкам.
Если говорит о направлениях, по которым можно изучать младшего школьника, они следующие:
возрастные особенности младшего школьника,
уровень познавательной деятельности (познавательные процессы),
эмоционально-волевую сфера,
изучение самооценки.
О возрастных особенностях младших школьников оригинально пишет профессор А.В. Петровский в книге «Возрастная и педагогическая психология» (1979). Он подробно описывает все этапы психического развития: особенности начального периода школьной жизни ребенка, формирование учебной деятельности, новообразования, развитие познавательных процессов и развитие самой личности младшего школьника, затрагивая вопрос о самооценке, которую формирует учитель.
Слабые и сильные стороны самооценки отлично описывает Р.В. Овчарова в книге «Практическая психология в начальной школе» (998), дает несложные методики для ее определения.
Основные направления работы с младшими школьниками подробно описаны в учебном пособии «Рабочая книга школьного психолога» (1991) под редакцией доктора психологических наук И.В. Дубровиной.
Интересная трактовка самооценки приводится в книге Л.М. Фридмана и К.Н. Волкова «Психологическая наука
· учителю» (1985).
Обширная подборка статей по самооценке имеется в журналах «Профиль» и «Карьера»
за 1998-2000 годы.
Общедоступные методики и тесты по самооценке приведены в книге Е.И. Рогова «Настольная книга школьного психолога» (1995), в сборнике И.В. Лавровской «Изучение личности» (1993) и учебном пособии для начальных классов «Знаете ли вы своего ученика?» М.М. Безруких, С.П. Ефимова (1991) .
Очень хорошо о роли самооценки сказала американская поэтесса:
Дети привыкшие к критике учатся осуждать.
Дети враждою воспитанные знают как нападать.
Дети в насмешках выросшие впитывают робость.
Много и часто стыдимые с виною своей не разлучны.
Те, кто воспитан терпением постигает науку терпения.
Воспитанные одобряющим словом умеют верить в себя.
Дети взращенные похвалою умеют видеть хорошее.
А воспитание справедливость учит детей доверию.
Дети воспитанные одобрением живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом находят в мире любовь.

2.Основная часть.

2.1.Возрастные особенности младших школьников.

Психофизические особенности развития младшего школьника.

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с семи до десяти – одиннадцати лет (1-4 классы школы). Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было его и у детей, для которых начальная школа являлась и первой и последней ступенью образования.
Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.
Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Анатомо-физиологические особенности.

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность, открывающие как значительные возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития). Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой – важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается общая мышечная сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но им сложнее выполнять мелкие движения, требующие точности.
Окостенение фаланг рук заканчивается к девяти
· одиннадцати годам, а запястья – к десяти – двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него скоро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся 1- 2 классов, письменными заданиями не следует. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо выполненное задание чаще всего не улучшает результатов.
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда – непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых необходимые внешние условия формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.
Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни – это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Психологические особенности.

Психическое развитие ребенка 5 – 6 лет характеризуется объективными предпосылками для обучения в школе: сформировавшийся познавательной потребностью, остротой восприятия, любознательностью, яркостью воображения, легкостью и прочностью наглядно-образного запоминания. Поступающий в школу ребенок имеет все предпосылки для развития словесно-логической памяти, осмысленного запоминания; он может достаточно длительное время сохранять устойчивое внимание, определенную часть его словарного запаса составляют отвлеченные понятия; он способен к элементарным мыслительным операциям, т. е. владеет средствами интеллектуальной деятельности.
Младший школьник психологически подготовлен к восприятию этических норм и правил поведения. У него начинает формироваться стремление к общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности, формируется самооценка.
С поступлением в школу изменяется общественное положение ребенка. Он начинает заниматься общественно значимой деятельностью – учением, которая становится ведущей и оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Под влиянием ведущей деятельности формируется произвольность психических процессов, состояний, усиливается сознательная регуляция поведения, познавательная деятельность приобретает планомерный, систематический характер.
На психическое развитие школьника младшего возраста влияет меняющееся соотношение между основными нервными процессами в коре головного мозга: возбуждением и торможением. Несмотря на то что торможение становится более заметным, взаимодействие процессов возбуждения и торможения еще далеко не совершенно, особенно у шестилетних учащихся. Во-первых, у них все еще велика склонность к возбуждению, что объясняет непоседливость младших школьников. Во-вторых, торможение отличается слабостью – отсюда их излишняя торопливость. В-третьих, возбуждение и торможение характеризуются малой подвижностью, что особенно ярко проявляется в неумении быстро переключиться с одной работы на другую (поэтому необходимо делать небольшие паузы в занятиях с этими детьми). В-четвертых, возбуждение и торможение имеют тенденцию к постоянному иррадиированию, т. е. они как бы расплываются по коре головного мозга, их концентрация значительно затруднена. Этим объясняется медленный, как правило, переход от возбуждения к торможению и обратно и, следовательно, большая неточность выполняемых движений.

Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности.
Организация фронтальных занятий в классе возможна лишь в том случае, если все дети одновременно слушают учителя и следуют его указаниям. Поэтому каждый школьник приучается управлять своим вниманием согласно требованиям таких занятий. Ребенку хочется смотреть в окно, где бойко снуют голуби, но нужно слушать объяснение нового способа решения задачи, и не просто слушать, а хорошо запомнить все детали этого способа, чтобы правильно выполнить завтрашнюю контрольную работу. Постоянное следование таким «нужно», управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудности и препятствия.