Понятие семейного права и семейного законодательства

3

§ 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
·
·
·
·7
1.1. Основные начала (принципы) семейного права
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..7
1.2. Система и источники семейного права
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·……18

§ 2. ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДА-ТЕЛЬСТВА
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…29
2.1. Особенности отношений, регулируемых семейным законодательством
·…29
2.2. Круг отношений, регулируемых семейным правом
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.34
2.3. Основания применения к семейным отношениям гражданского законода-тельства
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 43
2.4. Применение к семейным отношениям норм международного права
·
·
·.49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…53

БИБЛИОГРАФИЯ
·..
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.58

ВВЕДЕНИЕ

Семья
· это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом. При этом имеется в виду выполнение семьей ее главных функций, к числу которых относятся воспроизводство и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духовного порядка. Многообразие признаков, характеризующих семью как специфическую группу, объясняет существование разных по существу своему понятий «семья». Даже в праве нет единства на этот счет, поскольку каждый раз в основе определения семьи лежат особенности, присущие данной отрасли права, имеющей свои цели.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Статья 38 Конституции провозглашает: “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”.
Эти и другие конституционные положения получили конкретизацию в Семейном кодексе РФ. В п. 1 ст. 1 СК РФ записано “семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства”.
Характеристика особенностей правового регулирования семейных отношений напрямую связана с определением предмета правового регулирования. Семья сама по себе таким предметом не является. Государство регулирует с помощью норм семейного права лишь те отношения, которые существуют в семье, а также определяет условия, порядок возникновения прав и обязанностей, предусмотренных СК. Таким образом, оно включает в сферу своего влияния (ст. 2 СК):
условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным;
личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными);
личные неимущественные отношения между другими родственниками и иными лицами в случаях, предусмотренных семейным законодательством;
формы и порядок устройства в семью детой, оставшихся без попечения родителей.
Другими словами, предметом регулирования являются не просто семейные отношения, а подвластные семейному законодательству семейные отношения, участники которых являются носителями (субъектами) определенных прав и обязанностей.
Замкнутый характер пространства, на которое распространяется действие правовых норм, регулирующих семейные отношения, определяет их внутреннее содержание как норм именно семейного права. Причем понятие семейного права также является емким: оно может рассматриваться, во-первых, как одно из направлений науки, во-вторых, как самостоятельная отрасль права, в-третьих, как самостоятельная отрасль законодательства.
Семейное право как наука призвано осмысливать происходящие в семье процессы, подверженные воздействию правовых норм, искать и находить наиболее оптимальные способы управления действиями, поступками человека в сфере его личной жизни. Семейное право как самостоятельная отрасль права есть совокупность государственных предписаний, адресованных лицам, намеревающимся создать семью или установить семейные правоотношения. А семейное законодательство
· СК и другие нормативные акты
· определяет, как именно государство регулирует семейные отношения.
Вопрос о том, как государство с помощью норм семейного права обеспечивает создание потенциально прочной семьи, упорядочивает семейные отношения, подчиняет их определенным правилам, позволяющим не нарушать права, интересы каждого члена семьи, имеет принципиальный характер , именно это и определяет актуальность выбранной мной темы . Ответ на этот вопрос позволяет увидеть богатство и многообразие, сложность и специфику точек соприкосновения государства и личности в сфере, казалось бы, вовсе не подвластной влиянию извне.
Есть много способов государственно-правового воздействия на семейные отношения. Наиболее существенный из них
· предоставление любому участнику этих отношений возможности действовать определенным образом. Одновременно субъект права является носителем соответствующих обязанностей, т.е. обязательных с точки зрения государства действий и поступков. В результате возникает своеобразный баланс, когда благодаря выполнению обязанности реализуется право. Так, родители, выполняя свои обязанности по воспитанию детей, обеспечивают их право на воспитание. И наоборот, неисполнение обязанности влечет за собой нарушение соответствующего права. Таков самый типичный, касающийся всех семейных отношений способ их правового регулирования. Не случайно поэтому СК посвящает правам и обязанностям супругов, родителей, детей специальные разделы. И, что очень важно, современное семейное законодательство в отличие от прежнего, делает приоритетными именно права.
Целью данной работы является исследование понятия семейного права и семейного законодательства РФ.
Для этого нам представляется необходимым поставить следующие задачи: рассмотреть основные начала (принципы), систему и источники семейного права, выявить особенности и круг отношений, регулируемых семейным законодательством, проанализировать особенности соотношения семейного, гражданского и международного законодательства и применения семейного права по аналогии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

§ 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. Основные начала (принципы) семейного права

При раскрытии сущности семейного права необходимо учитывать не только специфику его предмета и метода семейно-правового регулирования, но и основные начала (принципы) семейного права, отражающие наиболее характерные черты данной отрасли права. Под основными началами (принципами) семейного права принято понимать руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного права невозможно правильно толковать и применять его нормы. Принципы семейного права важны не только для правоприменительной практики, но и для более глубокого уяснения сущности действующего семейного законодательства и для его последующего совершенствования.
Поэтому введение в закон специальной нормы об основных началах семейного законодательства (ст. 1 СК) имеет исключительно важное значение. Как отмечает Нечаева А. М., ст. 1 СК, определяя основные начала семейного законодательства, дает в общем виде перечень, с одной стороны, желательных, а с другой стороны, недопустимых действий и поступков, что “позволяет составить представление о главных чертах положительной модели одобряемого поведения в семье”.
К основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК относит:
1) Принцип признания брака, заключенного только в органах загса. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК в РФ по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. “О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния” была отменена церковная форма брака и признавались действительными браки, заключенные в гражданском порядке, то есть в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, то есть не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации в органах загса, сколь бы длительным оно ни было. Как обоснованно подчеркивается в юридической литературе, значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этого союз мужчины и женщины получает общественное признание и защиту со стороны государства, как удовлетворяющий требованиям закона. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и др.);
2) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, означающий право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак,
· обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16
·23 СК). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если миры но примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК);
3) Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31
·32, 34, 39, 61 СК);
4) Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенства права супругов в семье и тесно связан с ним (п. 2 ст. 31 СК). Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.);
5) Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов. Данный принцип вытекает из содержания Концепции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. РФ, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные и имущественные права
· ст. 54
·60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей (ст. 61
· 68, 80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья
· ст. 123 СК).
Как справедливо отмечается в литературе по семейному праву, в результате реализации данного принципа на практике ребенок становится самостоятельным субъектом семейного права. А определение правового положения ребенка в семье должно основываться на интересах самого ребенка, не на правах и обязанностях родителей;
6) Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь, как с нравственной, так и с правовой позиций, должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 80, 87, 89
·90, 93
·98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.
Таким образом, основные начала семейного законодательства, включая признание брака, заключенного только в органах загса, добровольность брака, единобрачие, равноправие супругов в семье, приоритетная охрана прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, остаются традиционными для России. Существенной новеллой СК (п. 3 ст. 1) является закрепление принципа приоритета семейного воспитания детей (ст. 54, 123 СК) и заботы об их благосостоянии и развитии (ст. 60, 63 СК).
Исключительно важное значение в реализации принципов семейного права и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 СК обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Нормы российского законодательства о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства соответствуют требованиям международно-правовых актов по правам человека.
В РФ семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей се функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Основные направления государственной семейной политики в РФ включают:
обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
усиление помощи семье в воспитании детей.
Основными принципами государственной семейной политики в РФ провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.
Защита семьи, материнства и детства государством имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этих целях Программой социальных реформ в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г.
· 222, предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе: а)совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; б) государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; в) развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных и психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; г) стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств; д) увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий; е) повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлениях этих программ; ж) создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования; з) создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи; и) закрепление норм по обеспечению. жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; к) совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.
В научной литературе высказываются предложения о необходимости разработки в ближайшей перспективе комплексного Федерального закона “Об охране семьи”, что позволит укрепить правовые гарантии государственной политики по охране семьи.
В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства государством реализуется не только в семейном законодательстве РФ и ее субъектов, но и в иных отраслях законодательства (гражданское законодательство, законодательство об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде, жилищное законодательство, уголовное законодательство и т. д.). Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение в различных отраслях законодательства России.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г.
· 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (с последующими изменениями и дополнениями, Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г.
· 883 (с последующими изменениями и дополнениями) и Кодексом законов о труде РФ (ст. 238) в целях защиты материнства установлена выплата следующих пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. В частности, единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка, а ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Законодательством о труде в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней (ТК РФ). Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки.
В целях защиты семьи, материнства и детства в РФ открыто и оснащено оборудованием 84 центра планирования семьи и репродукции. Создано свыше 100 территориальных центров помощи семьям с детьми, около 200 приютов для временного пребывания безнадзорных детей, 8 центров временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, а также экспериментальные центры помощи несовершеннолетним матерям.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 декабря 1996 г.
· 881-11 ГД “О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи” в законопроектной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ признана приоритетной подготовка и принятие законодательных актов о социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи. В этой связи заслуживают внимания высказываемые в научной литературе предложения о необходимости введения обязательной экспертизы принимаемых государственных решений и нормативных правовых актов с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи, то есть о проведении так называемой фамилистической экспертизы.
Таким образом, защита материнства, отцовства и детства, семьи в РФ осуществляется как путем принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер, так и путем совершенствования законодательства, в том числе и семейного.