ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

РЕФЕРАТ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.
ИХ ИССЛЕДОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Содержание :

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ
ПОНЯТИЯ, КАК СООТНОСЯТСЯ ОНИ, КАКУЮ РОЛЬ
ИГРАЮТ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА? 4
2. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 7
3. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ 10
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ВВЕДЕНИЕ

Предмет «Качество и уровень жизни, демографическая статистика», в контексте которого предстоит написать настоящий реферат, для нас, студентов, представляет особый интерес, т.к. мы надеемся найти ответ на самый главный вопрос современности о том, что происходит с Россией и как в этой ситуации действовать, жить.
В процессе подготовки реферата я обошла крупнейшие московские книжные магазины в надежде найти информацию о сложнейшей в нашей стране демографической ситуации. К сожалению, таковой не смогла найти. Из сообщений газет, радио и телевидения известно, что за последние годы в стране вследствие резкого падения объемов производства произошло снижение жизненного уровня многомиллионной части населения, демографическая ситуация ухудшилась, смертность превышает рождаемость и численность населения уменьшается.
Считаю нужным поместить в реферат ксерокопию небольшой заметки об общих итогах переписи населения в Эстонии, которая производилась в 2000 году.
Мы знаем, что первопричиной ухудшения демографии в Эстонии послужила проводимая правительством страны и местными органами самоуправления крайне националистическая политика в отношении русскоязычного населения, следствием которой стал рост безработицы, потеря жилья, неуверенность в завтрашнем дне, уменьшение доли мужского населения и снижение рождаемости. Явления, порожденные вспышкой национализма в этой стране, очень похожи на то, что происходит в России.

1. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ
ПОНЯТИЯ, КАК СООТНОСЯТСЯ ОНИ, КАКУЮ РОЛЬ
ИГРАЮТ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА?

1.1. «Культура
· это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа; уровень, степень развития отраслей производственной и умственной деятельности общества». Так просто трактует понятие культура краткий словарь иностранных слов, изданный в 70-х годах.
Современная культурология гораздо более многоаспектно рассматривает понятие культура. Так американские антропологи А. Кербер и К. Клакхон в книге «Культура. Критический обзор концепций и дефинации» дали около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть типов. В работе «Социология культуры», изданной в 1996 году, Л.Г.Ионин дал определения культуры из вышеупомянутой книги в изложении их на русском языке.
Описательные определения.
Согласно Тейлору, «культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Исторические определения.
По известному лингвисту Э.Сепиру, культура
· это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Однако эту формулу необходимо дополнить тезисом о проявлении человеком активности в развитии и изменении культуры.
Нормативные определения.
Их две группы. Первая группа
· определение антрополога К. Уислера, ориентированное на образ жизни
· «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой
· Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя». Вторая группа
· определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Определения философа Т. Ксарвера
· «Культура
· это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей». Социолог У. Томас предложил свое определение
· «Культура
· это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции, независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
Психологические определения.
«Культура
· это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт).
«Культура
· это формы привычного поведения, общие для группы общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).
Структурные определения.
Антрополог Р. Липтон: а) Культуры
· это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура
· это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества.
Генетические определения.
«Культура
· это имя для особого порядка или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфической для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Короче говоря, культура состоит из материальных объектов
· орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животными особого рода, т.е. человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт).
Б. Ерасов определяет культуру как сферу духовного производства. «В самом сжатом виде культура
· это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем, она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты его производства существуют не только в сфере сознания
· в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы).
Требуются значительные усилия каждого поколения, что сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их, дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие инструменты, кадры
· все то, что воплощает в себе система образования, религиозные институты и светская культура».

2. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сфера педагогики и образования
· это специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта и в то же время это особая относительно самостоятельная субкультура. Субкультура педагогики и образования сформировалась недавно, в конце XVIII
· первой половины XIX столетий, однако практика обучения, школы, учебные дисциплины появились еще на заре человеческой культуры.
В передовых в культурном отношении странах (Германии, России, Англии, Франции, США) социальный институт образования сложился уже во второй половине XIX столетия. В этих странах создаются единые программы, учебники, методические обеспечения, финансовая поддержка – то, что составляет образовательную субкультуру. Педагогическая наука сложилась в первой половине XX века и успешно функционировала. Постепенно, особенно после второй мировой войны, стали накапливаться различные проблемы. Объем знаний и количество дисциплин, подлежащих усвоению учащимися растут на порядки быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования.
Начиная с 60-х годов стали накапливаться и другие проблемы. Жизнь людей быстро менялась, в культуре возникли острые противоречия, перешедшие в глобальные кризисы, а школа осталась неизменной. Изменения в культуре были столь существенны, что возникли условия для формирования новой культурной коммуникации (иного типа сообщества людей, нового видения и понимания проблем и задач, других отношений между людьми. Превалировавшие в образовании идеи дисциплины, управления, организации, культ специалиста постепенно стали отходить на второй план. На первый план вышли идеи сосуществования, культивирования жизни и природы, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности и ее прав и т.д.
В результате традиционная школа и образование, сформировавшиеся в прошлой культурной коммуникации, перестают удовлетворять всех: общество, родителей, учителей, даже учеников и подвергаются резкой критике. Возникло общее ощущение, что школа и образование нуждаются в обновлении, перестройке, реформах и экспериментах.
В нашей стране указанные проблемы еще усугублялись административным командно-распределительным управлением школой со стороны Министерств, отсутствием обратной связи школы с населением, органами территориального управления, производством, общественными организациями и союзами. Негативно сказывалась, имевшая место, идеологизация в преподавании гуманитарных и общественных дисциплин, низкая ресурсная обеспеченность школ.
Немецкий педагог и теоретик образования Фридрих Фребель отметил, что существуют эпохи, когда образование становится в центр общественного интереса. Мы живем в одну из таких эпох и возлагаем на образование большие надежды.
Каждое время предъявляет к образованию свои требования, их можно назвать социальными вызовами времени.
Вызов I. «Требования со стороны будущего»
Часто будущее понимают как остров во времени, существующий впереди. Но будущее
· это последствие наших сегодняшних действий, нашей современной жизни. Сегодня в сфере образования формируется эгоцентрическая и гедонистическая личность, в других областях социального действия разрушаем природу, оказались вовлеченными в глобальные процессы технологического развития, которые мы не контролируем.
Вызов со стороны будущего в смысле изложенного выше заставляет пересматривать цели и идеалы образования
· об этом пишут многие философы образования.
Вызов II. «Выбор пути оптимального развития»
Этот вызов характерен для нашей страны. Вряд ли дилемма только одна или вестернизация (вест
· запад) и превращение страны в придаток западной цивилизации (в качестве сырьевого ресурса и рынка сбыта) или свой автономный, закрытый и ни на что не похожий путь развития.
Существует альтернатива
· осторожная, умная и взвешенная политика и стратегия, к чему мы пока не готовы. Необходимо учитывать:
а) российские культурные традиции и ограничения;
б) творческий, человеческий и духовный потенциал россиян;
в) требования будущего.
Например, не тиражировать бездумно западные технологии, а видоизменять из с учетом требований будущего, собственно экономического потенциала, российского отношения к технике. Нет необходимости в угоду интересам производства и потребления так быстро менять новую технику и изделия.
В плане образования также возможны альтернативы. Например, не только подготовка специалистов и формирование интеллектуального потенциала общества, но и воспитание поколения, способного к полноценной духовной жизни и выполнению воспитательной работы. Дилемма
· положение, содержащее два исключающих друг друга суждения, из которых необходимо выбрать одно. Необходимость выбора из двух возможностей.

3. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ

Исследования, идущие в рамках философии образования, а также инновационная педагогическая практика приводят к новому образу человека. Именно на представления и идеалы человека в конечном счете опираются концепции образования.
Цель педагогической деятельности
· ввести молодого человека и жизнь, наделив его необходимыми знаниями, навыками, способностями. Современная жизнь требует, чтобы молодой человек входил в жизнь во всеоружии конкретной профессии и был готов к неоднократной смене своей деятельности (профессии). Человек должен быть способным к самообучению и непрерывному обучению. Учение должно стать процессом постоянно сопутствующим процессу труда.
Новая идея образования должна исходить из необходимости вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира. Педагог должен приоткрывать для ученика новые реальности (начиная от геометрии и арифметики, кончая реальностью нравственных отношений добра и зла).
Современное образование предполагает работу на самого себя, на собственное изменение, на выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний. Образованный человек должен быть человеком культуры, человеком воспитанным, способствующим сохранению культуры, укрепляющим ее. В эпоху всеобщего кризиса культуры образованный человек должен быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения и мироощущения.
В современном обществе система образования по-прежнему является базисным социальным институтом, определяющим уровень научно-технического, экономического и культурного прогресса общества. Чтобы стимулировать этот прогресс, данный институт должен только соответствовать потребностям времени, но и обладать способностью к опережающему развитию. Состояние отечественной системы образования, к сожалению, не отвечает этим требованиям. Назревший еще в 80-е годы начальный этап реформы не был реализован. Отечественная образовательная школа по многим своим параметрам все еще находится на уровне 60-х годов. О ее отставании свидетельствует, в частности, «институт репетиторства», который превратился сегодня в систему рыночного отчуждения одной из функций школы
· профессиональной ориентации. Система образования у нас функционирует по принципу остаточного финансирования. При этом правительство нередко, как только ощущает нехватку денег или не хочет их печатать слишком много, незамедлительно проводит урезание бюджета на культуру и образование.
Чтобы понять происходящее в последние годы (начиная с 1985 года) в России, рассмотрим процесс социально-культурной трансформации в стране за этот период. Эта тема хорошо освещена в работе Л. Ионина «Социология культуры», изданной в 1996 году.
Л. Ионин пользуется понятиями «КАНОН» и «СТИЛЬ». «Канон»
· это предписанные нормы и правила, которым должны строго соответствовать способ поведения, выражения и т.д. «Канон» не предполагает выбора, в противном случае, т.е. если есть выбор, имеет место «стиль». Анализируя советский политический канон, Ионин выделяет три основных характеризующих его принципа:
– «принцип целостности» (политическая система была единой и неизменной повсюду в стране);
– «принцип иерархии» (задавал действие системы на всех уровнях и ячейках, решения, принятые на самом верху равномерно и равнообязательно распространялись по всей системе);
– третий принцип ориентировал систему на будущее (в будущем лежало ее оправдание. Система не имела оправдания и обоснования в сегодняшнем дне).
Система сосуществовала как предварительная стадия, как процесс строительства того дома, в котором будут жить последующие поколения. Неукорененность в сегодня и вследствие этого, как бы, ирреальность самой системы доставляли большие неудобства ее вождям и устроителям, потому что трудно заставить жить людей как бы понарошку, т.е. как бы завтра в сегодняшнем мире или сегодня в завтрашнему. Вожди по-разному пытались преодолеть эту трудность. Н.С. Хрущев объявил, что ждать осталось недолго, что сегодня станет завтра, завтра станет сегодня через двадцать лет. «Нынешнее положение советских людей будет жить при коммунизме».