Физические лица как участники таможенных правоотношений

Содержание

“” Введение

Глава 1. Перемещение товаров физическими лицами
·
·
·
·
·
·
·
·
·6
“” .1. Ввоз товаров с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей
“” .2. Временный ввоз (вывоз) товаров физическими лицами
“” .3. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами

Глава 2. Перемещение транспортных средств и наличной валюты физическими лицами
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·39
“” .1. Ввоз транспортных средств физическими лицами
“” .2. Временный ввоз (вывоз) автомобилей
“” .3. Ввоз (вывоз) наличной валюты физическими лицами

“” Заключение

“” Список литературы

Введение

Особенностью правового регулирования таможенно-правовых отношений является то, что эти отношения всегда так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств.
Под перемещением через таможенную границу по таможенному законодательству России понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
Перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации также является предметом регулирования таможенным законодательством. Эта проблема весьма актуальна, так ежедневно многие тысячи граждан пересекают таможенную границу, в том числе и те, которые согласно закону или международным актам имеют право на льготное таможенное обложение или же вовсе от него освобождены.
Правовое регулирование порядка перемещения валюты и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений фундаментальных правовых требований, сформулированных Таможенном кодексе РФ и именуемых основными принципами перемещения валюты и транспортных средств.
К таким принципам относятся: равное право всех лиц на ввоз и вывоз валюты и транспортных средств, возможность запрещения их ввоза и вывоза, возможность введения ограничений на ввоз и вывоз валюты и транспортных средств, добровольность выбора и изменения таможенного режима, обязательность таможенного оформления и таможенного контроля, определенность места и времени пересечения таможенной границы, регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу валютой и транспортными средствами.
Объектом дипломной работы являются физические лица как участники таможенных правоотношений.
Предмет рассмотрения работы
· порядок перемещения через границу товаров, транспортных средств и валюты.
Таким образом, целью представленной дипломной работы является исследование правового положения физических лиц как участников таможенных правоотношений и порядка перемещения ими товаров через таможенную границу.
Исходя из цели работы, в ней будут поставлены и решены следующие задачи:
определен круг таможенных правовых отношений, в котором участвуют физические лица;
рассмотрены основные положения относительно перемещения через таможенную границу Российской Федерации валюты и транспортных средств, в том числе временный ввоз (вывоз) транспортных средств на территорию (с территории) Российской Федерации;
изучены вопросы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, в том числе наиболее частые основания освобождения их от уплаты таможенных платежей.
Следует отметить, что рассмотрению отдельных вопросов связанных с таможенными правоотношениями и обеспечением законности в деятельности таможенных органов уделялось внимание в монографиях К.К. Сандровский, А.Н. Козырин, Б.Н. Габричидзе, Л.Н. Маркова, А.Н. Потяев, В.Г. Храбсков и др. Однако до настоящего времени комплексного труда по данной проблематике не создано, что оставляет широкое поле для дальнейшей работы в этом направлении.
Необходимо остановиться на характеристике состояния научно-теоретической разработки вопросов таможенного дела и таможенного права и подготовки соответствующей учебно-методической литературы. В целом состояние и уровень исследованности таможенно-правовой проблематики едва ли можно признать удовлетворительными. Во многом это объясняется недостаточным вниманием со стороны властей к таможенному делу и его организационно-управленческой структуре.
Поэтому в нижеследующем материале мы произведем рассмотрение таможенных правоотношений физических лиц с точки зрения общей теории правоотношений с привлечением материала, связанного с таможенной и иной административной деятельностью государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Перемещение товаров физическими лицами
1. 1. Ввоз товаров с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей

Перемещение физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с общими принципами перемещения и в то же время имеет свои особенности.
Особенность перемещения товаров физическими лицами заключается в том, что если эти товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, то их перемещение через таможенную границу России осуществляется в упрощенном (льготном) порядке. Льготный порядок включает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов или применение единых ставок таможенных пошлин, а также неприменение к товарам мер экономической политики.
В отношении транспортных средств этот порядок определяется Приказом ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. N 814 “Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации” (с изменениями от 30 сентября 2002 г.). В соответствии с п. 1.3 Правил, утвержденных указанным Приказом, упрощенный, льготный порядок включает полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов или применение единых ставок таможенных пошлин и налогов, а также неприменение к товарам мер экономической политики в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможенные платежи в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, начисляются и взимаются с применением таможенного приходного ордера.
Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа на основе общепризнанных норм и существующей практики с учетом всех обстоятельств поездки физического лица, характера перемещаемых товаров, частоты перемещения товаров и иных факторов.
Товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если они ввозятся или вывозятся исключительно для использования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи, и использование этих товаров не связано с извлечением доходов в любой форме. При этом обязанность подтверждения того, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, возлагается на лицо, перемещающее товары.
Льготный порядок перемещения товаров физическими лицами, как уже упоминалось, предусматривает возможность полного освобождения от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за хранение товаров, а также случаев таможенного оформления товаров вне определенных для этого мест и вне установленного времени работы таможенных органов).
Физические лица могут ввозить товары в Россию без уплаты таможенных платежей при одновременном соблюдении четырех условий:
ввозимые товары не должны быть предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;
товары должны быть ввезены в Россию в сопровождаемом багаже, то есть при непосредственном пересечении таможенной границы физическим лицом одновременно с перемещаемыми им товарами, либо несопровождаемом багаже, то есть, когда товары и сами лица, их ввозящие, пересекают таможенную границу в разное время и в разных местах;
количество отдельных видов ввозимых товаров не должно превышать установленные ограничения (перечень таких товаров содержится в Приложении I к Приказу ГТК России от 24 ноября 1999 года
· 815);
стоимость и вес товаров не должны превышать установленных норм.
В настоящее время стоимостные ограничения по беспошлинному ввозу в Россию товаров составляют в эквиваленте до 1000 долларов США, при этом вес ввозимых товаров не должен превышать 50 кг. Данные ограничения не распространяются на физических лиц, постоянно проживающих на территории России, срок временного пребывания которых в иностранных государствах составляет более шести месяцев, а также на лиц, переселяющихся в Россию на постоянное место жительства, и лиц, признанных в установленном порядке беженцами и вынужденными переселенцами. Такие лица вправе беспошлинно ввозить товары на общую сумму в эквиваленте до 5000 долларов США включительно вне зависимости от их веса.
Без квот и ограничений, а также без уплаты таможенных платежей, физические лица могут временно ввозить (а также вывозить) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности товары, необходимые им для личного пользования, а также вывозить (ввозить) обратно временно вывезенные (ввезенные) товары при условии декларирования товаров иностранного происхождения при первоначальном въезде (выезде). Примерный перечень таких товаров определен в Приложении 2 упомянутого приказа ГТК России
· 815.
Однако при ввозе есть ограничения, которых нет при вывозе. Приказом ГТК РФ от 24 ноября 1999 г. N 815 “Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации” (с изменениями от 10 марта 2000 г.) утверждено, что физические лица могут ввозить товары с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при одновременном соблюдении следующих условий:
а) товары ввозятся при следовании лица через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом или несопровождаемом багаже;
б) количество ввозимых товаров не превышает размеры, указанные в приложении 1;
в) общая стоимость товаров, ввозимых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, в эквивалентном выражении не превышает 1000 долларов США включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 килограммов включительно. Постоянно проживающие в Российской Федерации физические лица, срок временного непрерывного пребывания которых в иностранных государствах превышает 6 месяцев, могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары общей стоимостью в эквивалентном выражении до 5000 долларов США включительно вне зависимости от веса товаров. Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации, без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товаров.
В качестве примера ограничений, установленных указанным Приложением 1 можно привести такие позиции ограничения ввоза:
Алкогольные напитки (коды ТН ВЭД) 2203 00; 2204; 2205; 2206 00; 2208 кроме 2208 90 910 0, 2208 90 990 0)- до 2 литров включительно.
Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы [тонкие сигары] и сигареты из табака или его заменителей
· до 400 шт. включительно.
Льготный порядок перемещения товаров физическими лицами, наряду с возможностью полного освобождения от уплаты таможенных платежей, предусматривает также возможность обложения ввозимых товаров таможенными платежами по единым ставкам. Такому обложению таможенными платежами подлежат товары, вес и стоимость которых превышают указанные выше количественные и стоимостные квоты.
Кроме того, следует отметить, что названными выше Приказами ГТК установлено, что специальные таможенные режимы, указанные в ст. 23 ТК не могут использоваться физическими лицами кроме таких режимов как отказ в пользу государства и уничтожение.
Стоит отметить, что как при полном освобождении от уплаты таможенных платежей ввозимых физическими лицами, так и при взимании таможенных платежей по единым ставкам, указанные товары подлежат пропуску через таможенную границу России без применения к ним мер экономической политики (лицензирования, сертификации товаров и пр.). Это очень важный фактор различия льготного и общего порядка перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу России.
В случае, если таможенным органом установлено, что перемещаемые физическими лицами товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, применяется общий порядок и условия их перемещения через таможенную границу. Общий порядок включает в себя уплату таможенных платежей в виде совокупного платежа (включающего в себя таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, акцизы и иные налоги и сборы), а также применение к перемещаемым товарам мер экономической политики. Общий порядок перемещения применяется и в отношении товаров, перемещаемых через границу физическими лицами, подтвердившими свой статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с российским законодательством, а также в отношении товаров, общая стоимость и количество которых превышают установленные квоты и ограничения.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ таможенные льготы для международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации. ГТК принято указание от 3 августа 1995 г. N 01-12/964, регламентирующее предоставление данных льгот.
Двусторонними и многосторонними международными договорами, заключенными Правительством Российской Федерации (Правительством СССР) с одной стороны, и правительствами других государств и международными организациями, с другой стороны, определены таможенные льготы для следующих международных организаций, их представительств на территории Российской Федерации, персонала этих организаций и представительств, а также членов их семей:
1. Организация Объединенных Наций
2. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
3. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
4. Международный валютный фонд
5. Международный банк реконструкции и развития
6. Международная финансовая корпорация
7. Международная ассоциация развития
8. Комиссия Европейских Сообществ
9. Европейский банк реконструкции и развития
10. Международный научно-технический Центр
11. Международная организация по миграции
12. Международный Комитет Красного Креста
13. Международный Центр научной и технической информации
14. Международный инвестиционный банк
15. Международный банк экономического сотрудничества
16. Международная организация космической связи “Интерспутник”
17. Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности “Интерэлектро”
18. Объединенный институт ядерных исследований
19. Межгосударственный экономический комитет Экономического союза
20. Межгосударственный авиационный комитет
21. Межгосударственный банк
22. Межпарламентская Ассамблея государств-членов Содружества Независимых Государств
23. Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств
24. Европейское космическое агентство и Постоянное представительство Европейского космического агентства
25. Международная организация труда и Бюро Международной организации труда.
26. Главная редакция международного журнала “Проблемы теории и практики управления.
27. Евразийская патентная организация.
28. Международный центр по информатике и электронике.
29. Совет Европы.
30. Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств.
31. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО).
32. Международный научно-исследовательский институт проблем управления.
Сотрудникам этих организаций, в том числе и гражданам Российской Федерации, предоставляются льготы, согласно приложениям к указанию от 3 августа 1995 г. N 01-12/964.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства Организации Объединенных Наций от 15 июня 1993 года таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) ООН и Представительством ООН и предназначенных для служебного пользования, а также собственных изданий, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Генеральному секретарю ООН, должностному лицу, исполняющему его обязанности, и проживающим вместе с ними членам их семей, Главе Представительства ООН, представителям органов, программ и фондов ООН и другим старшим должностным лицам (по согласованию между ООН и правительством Российской Федерации), а также представителям членов ООН при исполнении ими своих служебных обязанностей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные статьей 203 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) должностными лицами ООН и предназначенных для их личного пользования, в том числе товаров для первоначального обзаведения, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
В соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N 1367 и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию о деятельности Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации от 18 декабря 1992 года (далее – Центр ЮНИДО) таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) МВФ, МБРР, МФК, МАР, ЮНИДО и Центром ЮНИДО и предназначенных для служебного пользования, а также собственных изданий, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Главному администратору МВФ, МБРР, МФК, МАР, ЮНИДО, должностным лицам, исполняющим их обязанности, и проживающим вместе с ними членам их семей, а также представителям членов МВФ, МБРР, МФК, МАР, ЮНИДО при исполнении ими своих служебных обязанностей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные статьей 203 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) должностными лицами МВФ, МБРР, МФК, МАР, ЮНИДО и Центра ЮНИДО и предназначенных для их личного пользования, в том числе товаров для первоначального обзаведения, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
В соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в создании и функционировании Бюро ЮНЕСКО в СССР от 19 июля 1989 года, а также Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) Бюро ЮНЕСКО и предназначенных для служебного пользования, а также собственных изданий, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Сотрудникам Бюро ЮНЕСКО и проживающим вместе с ними членам их семей, а также представителям членов ЮНЕСКО при исполнении ими своих служебных обязанностей, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные статьями 203, 204 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Комиссией Европейских Сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Комиссии Европейских Сообществ в СССР от 8 февраля 1991 года Представительство Комиссии, его глава и его члены, а также живущие вместе с ними члены их семей, пользуются на территории Российской Федерации такими правами, привилегиями и иммунитетами, которые определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и соответственно предоставляются дипломатическим представительствам, аккредитованным в Российской Федерации, главам и членам этих представительств, а также живущим вместе с ними членам их семей при таможенном оформлении товаров, ввозимых (вывозимых) Представительством Комиссии Европейских сообществ и предназначенных для официального пользования Представительства, товаров, ввозимых (вывозимых) главой и членами Представительства, а также проживающими вместе с ними членами их семей, и предназначенных для их личного пользования, применяются льготы, предусмотренные главой 30 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского банка реконструкции и развития от 29 марта 1993 года таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) Европейским Банком реконструкции и развития (ЕБРР) и предназначенных для служебного пользования, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Постоянному Представителю ЕБРР и членам его семьи предоставляются таможенные льготы, предусмотренные статьей 203 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) должностными лицами и сотрудниками ЕБРР и Постоянного представительства и предназначенных для их личного пользования, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) должностными лицами Объединенного института ядерных исследований в Дубне (ОИЯИ) и проживающими вместе с ними членами их семей и предназначенных для их личного пользования, в том числе товаров для первоначального обзаведения, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Статьи 202, 203 и 204 Таможенного кодекса, на которые содержатся отсылки в приведенном Указании ГТК говорят о льготах для физических лиц
· сотрудников персонала диппредставительств и самих дипломатических представителей.
Дипломатические представительства иностранных государств на территории Российской Федерации при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей, за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Российской Федерации и подобного рода услуги.