Таможенная стоимость

Содержание

Введение 3

Глава 1. Таможенные правоотношения (общие положения) 6
1.1. Понятие таможенных правоотношений 6
1.2. Виды таможенных правоотношений 11

Глава 2. Таможенная стоимость (общие положения) 14
2.1. Таможенная стоимость товаров как основа применения таможенного
тарифа 14
2.2. Анализ практики применения нормативных актов по определению таможенной стоимости 20
2.3. Особенности взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации (на примере транспортных средств) 41

Глава 3. Определение таможенной стоимости в условиях работы Московской таможни 48
3.1. Взаимодействие между структурными подразделениями Московской таможни при доначислении и довзыскании таможенных платежей 48
3.2. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров 52

Заключение 58
Библиография 60
Приложение 1. Грузовая таможенная декларация
Приложение 2. Декларация таможенной стоимости

Введение

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли. Это положение тем более очевидно в наше время, когда решающими ресурсами являются уже не столько запасы нефти или газа, подземные кладовые черных или цветных металлов, плодородные почвы или густые леса, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Доступ же к мировым ресурсам научно-технической информации и новых технологий как условия развития собственных возможностей в этих областях обеспечивается активным участием страны в системе международных экономических и научно-технических связей.
Способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство призваны таможенное дело и таможенная политика России. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности. Только высокоорганизованное таможенное дело страны, ее продуманная и сбалансированная таможенная политика могут оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.
Особенностью правового регулирования таможенно-правовых отношений является то, что эти отношения всегда так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств.
Под перемещением через таможенную границу по таможенному законодательству России понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
Перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации также является предметом регулирования таможенным законодательством. Эта проблема весьма актуальна, так ежедневно многие тысячи граждан пересекают таможенную границу, в том числе и те, которые согласно закону или международным актам имеют право на льготное таможенное обложение или же вовсе от него освобождены.
Актуальность такой темы выпускной квалификационной работы, как «Определение таможенной стоимости» объясняется тем, что оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлась сложной, но необходимой процедурой в таможенной практике, ведь каждый третий рубль поступает в бюджет РФ от взимания таможенных платежей.. Кроме того, тема работы актуальна в связи с тем, что ее автор является сотрудников таможенных органов.
Тему «Определение таможенной стоимости» неоднократно освещали следующие отечественные правоведы: Ноздрачев А. Ф., Габричидзе Б. П., Кисловский Ю.Г., Драганова В. Г. и др. Большинство из указанных авторов по изучаемой теме выделяют следующие аспекты: проблемы таможенных правоотношений, общие положения о таможенной стоимости, вопросы ее определения. Именно поэтому данные аспекты вошли в основную часть выпускной квалификационной работы.
Правовой базой исследования явились международные договора между РФ и другими странами, нормативно
· правовые акты РФ и др. литература по теме исследования.
Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы взимания таможенных платежей и таможенной стоимости как основы начисления таможенных платежей.
Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию приемов работы таможенных органов и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой. По мнению людей, так или иначе связанных с процедурами таможенного контроля, особого внимания заслуживали проблемы: определения таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу России товаров и ее влияние на величину взимаемых таможенных платежей. Предметной областью изучения явились технологические схемы и порядок производства таможенных процедур, практика обеспечения таможенного контроля.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы таможенного права; монографии, учебные пособия и публикации по истории и настоящей практике таможенного дела; ведомственные инструкции Государственного таможенного комитета и Центрального Банка России, Западно-Сибирского таможенного управления, подразделений Московской таможни. Одним из методов работы стало изучение на практике работы отдела контроля таможенной стоимости и валютного контроля Московской таможни.

Глава 1. Таможенные правоотношения (общие положения)
1.1. Понятие таможенных правоотношений

Понятие и характеристика таможенных правоотношений относятся к числу самых сложных и малоразработанных в теории таможенного права вопросов. Поэтому, основываясь на трудах по теории права и правоотношений С. С. Алексеева и других авторов, выделим лишь наиболее существенные.
Начнем с общей характеристики правоотношений. В самом общем виде
· это общественные отношения, урегулированные нормами соответствующей отрасли (иногда сразу нескольких отраслей) права.
В таможенных правоотношениях имеется немало специфического, обусловленного сложностью и неоднородностью таможенного дела
· предмета таможенно-правового регулирования. Вместе с тем, как было показано выше, таможенное право ближе всего соприкасается с административным. Поэтому целесообразно будет, на наш взгляд, привести несколько определений административно-правовых правоотношений, имеющихся в современной правовой литературе.
“Административно-правовые отношения
· это правоотношения, основанные на нормах административного права. Они состоят из прав и обязанностей их субъектов, которыми могут быть государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие государственного аппарата, предприятия, учреждения и организации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане, лица без гражданства”.
Административные правоотношения определяются и как правоотношения в сфере исполнительной власти, в которых стороны выступают носителями прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.
“Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой”.
Довольно подробно разработана классификация административно-правовых отношений. Так, выделяются группы отношений, которые характеризуются как основные и неосновные управленческие связи; административно-правовые отношения договорного типа; иногда выделяются субординационные и координационные отношения. Наиболее значительный интерес представляет их классификация по юридическому характеру взаимодействия участников. По этому основанию выделяются вертикальные и горизонтальные правовые отношения. Вертикальные административно-правовые отношения, так же как и вертикальные таможенные, возникают между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них (в отличие от гражданско-правовых отношений) равенства сторон. Горизонтальными являются административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой.
Весьма существенна для характеристики таможенных правоотношений и для выявления их специфики проблема классификации способов правового регулирования. К таким способам относятся дозволение, запрещение, позитивное обязывание. Как уже отмечалось в разделе II, в правовом регулировании отношений в сфере таможенного дела имеют место все три способа.
Теперь мы подошли к тому, чтобы дать определение таможенного правоотношения. Они складываются из очень разнородных отношений и связей, которые регламентируются комплексным таможенным правом. Вспомним содержащуюся в разделе I учебника структуру таможенного дела. Она состоит из основных 12 разделов (блоков), каждый из которых предполагает соответствующие лишь ему специфические таможенно-правовые отношения. Вполне понятно, например, что общественные отношения, характерные для перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, существенно отличаются от отношений в сфере таможенной статистики, Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или от отношений, связанных с уплатой таможенных платежей.
С учетом всего ранее сказанного можно сформулировать следующее определение таможенных правоотношений. Это
· общественные отношения, составляющие соответствующие блок, элемент, часть таможенного дела, входящие в его структуру и урегулированные таможенно-правовыми нормами.
Таможенно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и по кругу участников этих отношений. Они носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования.
Таможенно-правовые нормы, если они порождают правоотношения, реализуются в конкретных общественных отношениях
· таможенных отношениях. Таможенными отношениями, как мы уже говорили, следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права и следует считать таможенно-правовыми отношениями.
Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей (когда субъективное право одного субъекта корреспондирует с обязанностью другого и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. Отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения.
Таким образом, мы можем охарактеризовать таможенно-правовые отношения как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в этом определении нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела (как делают некоторые авторы), поскольку эта их характеристика в скрытой форме там уже присутствует
· она входит в понятие «таможенно-правовая норма».
Таможенно-правовые отношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений.
Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т. е. составные части. Такими частями являются: субъекты таможенного права (т. е. Участники таможенных правоотношений), объекты таможенно-правовых отношений (т. е. то, по поводу чего эти отношения возникают) и содержание этих правоотношений.
Понятие и виды субъектов таможенного права будут рассмотрены нами позднее при изучении соответствующей темы курса. В общем виде их можно представить как участников общественных отношений, которых нормы таможенного права наделили определенными правами и обязанностями в сфере таможенного дела.
Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования.
Непосредственным объектом таможенных правоотношений является поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств и др.).
Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т. е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т. е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права.

1.2. Виды таможенных правоотношений

По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять: на материальные и процессуальные; на первичные и вторичные; на возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; на порождаемые правомерными и неправомерными фактами; и на иные виды.
К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений.
Первичные таможенно-правовые отношения
· это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства).
Таможенно-правовые отношения могут возникать:
а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеривающихся совершить внешнеторговую сделку);
б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости
· и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России);
в) после (т. е. значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).
Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются, как известно, юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях
· и события (например, в связи с истечением предельного срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются неволевыми юридическими фактами, а действия всегда результат активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия, соответственно, нарушают эти требования. К числу неправомерных относятся также и бездействия субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятие перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе и т. п.).
По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликтными или юрисдикционными правоотношениями.
Глава 2. Таможенная стоимость (общие положения)

2.1. Таможенная стоимость товаров как основа применения таможенного тарифа

Как определено Таможенным кодексом Российской Федерации, для целей обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации применяется таможенная стоимость товара – стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации “О таможенном тарифе”.
Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлась сложной процедурой в таможенной практике.
В настоящее время большинство стран, участвующих во внешней торговле, применяет одну из двух международных систем определения таможенной стоимости: “Брюссельская” или ГАТТонская. Брюссельская Конвенция о создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ была заключена в 1950 году. К этой Конвенции присоединилось свыше 70-ти государств западноевропейского региона .
Дальнейшее развитие внешнеторговой практики потребовало определенных изменений в этой системе, в результате чего в рамках Токийского раунда торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году двадцатью восемью странами было подписано Соглашение о применении ст. VII ГАТТ “Оценка товаров для таможенных целей”. Соглашение определяет таможенную стоимость товара, как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учетом установленных доначислений к этой цене.
Россия, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ, сохраняет в нем статус наблюдателя. Первым шагом на пути создания национального Российского законодательства по таможенной стоимости в свете требований Соглашения по применению ст. VII ГАТТ было принятие в соответствии с Указом Президента РФ от 4.06.92 N 630 “О временном импортном тарифе Российской Федерации”, постановления Правительства РФ от 05.11.92 года N 856 “Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в котором зафиксированы основные методы определения таможенной стоимости и порядок их применения. В соответствии с Постановлением возможно применение следующих методов определения таможенной стоимости:
1 метод – по цене сделки с ввозимыми товарами;
2 метод – по цене сделки с идентичными товарами;
3 метод – по цене сделки с однородными товарами;
4 метод – на основе вычитания стоимости;
5 метод – на основе сложения стоимости;
6 метод – резервный метод.
Приказом ГТК России от 03.12.92 N 577 предписано поэтапное введение в действие Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.11.92 N 856:

· с 1 января 1993 года определение ТС ввозимых товаров в соответствии с указанным Порядком осуществлялось на ограниченный перечень, товаров, а на остальную номенклатуру товаров – в случае значительного колебания цен;

· распространение Порядка определения ТС на всю номенклатуру ввозимых товаров производилось последовательно соответствующими приказами ГТК.
Принципиальной особенностью введенной Порядком системы таможенной оценки является принятие по сделкам, заключенным на стоимостной основе, в качестве таможенной стоимости фактически оплаченную или подлежащую оплате цену товара, а не какой-либо нормативной теоретической цены сделки, заявленные декларантом по определению таможенной стоимости, должны быть достоверными и документально подтвержденными.
В дополнение к своему приказу от 03.12.92 N 577 ГТК России Указанием от 18.12.92 N 01-12/248 расширил перечень товаров, по которым предлагается осуществлять декларирование таможенной стоимости и разработал “Временные методические положения по практическому применению Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ”.
Методические положения содержат комментарии и разъяснения по основным пунктам Порядка, дают их трактовку и конкретизацию для целей практического применения при осуществлении таможенной оценки товаров.
С 1 июля 1993 года Порядок определения таможенной стоимости, введенный приказом ГТК России от 03.12.92 N 557 распространился на весь перечень подакцизных товаров, номенклатура которых утверждена Приказом ГТК России от 30.01.93 N 49.
Окончательное закрепление в Российском законодательстве принципов ГАТТ по таможенной оценке товаров осуществилось с принятием Закона РФ “О таможенном тарифе”, который вступил в действие с 1 июля 1993 года. В разделе IV данного Закона установлена организационно правовая сторона системы определения таможенной стоимости. Методологии определения таможенной стоимости товаров посвящен раздел IV Закона “Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения” (ст. 18 – 24). Как уже отмечалось выше, в основу этой методики положены принципы Соглашения о применении ст.7 ГАТТ.
Закон РФ “О таможенном тарифе” заложил основополагающие методологические и организационные принципы системы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Таможенный кодекс России определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Однако ярко выраженные функции таможенных органов по определению и контролю таможенной стоимости в ТК РФ не зафиксированы в отличии от целей валютного контроля, хотя определение ТС, как базы таможенного налогообложения, является приоритетным направлением в деятельности таможенных органов. Но, исходя из конечной цели контроля таможенной стоимости как базы начисления таможенных платежей и сборов наиболее приемлемыми функциями таможенных органов является ст. 10:
п. 6 – “взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей”;
п. 10 – “осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления…”
Исключительно важное значение для осуществления контроля таможенной стоимости имеют установленные Таможенным кодексом:
1) Формы и методы проведения таможенного контроля в рамках контроля правильности определения таможенной стоимости (ст. 180 ТК РФ):

· проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

· проверка системы учета и отчетности;

· устного опроса должностных и физических лиц.