Функции государства

План.
Введение
Происхождение государства.
Признаки и функции государства.
Взаимоотношения государства с гражданским обществом.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др. В узком значении государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и общество. Французские просветители XVIII в., создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство – для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (преступников).
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. п. Иными словами, государство – это главный, но не единственный институт политической системы общества.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. К возникновению государства привели следующие, вполне объективные, причины.
1. Плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались по огромным территориям в поисках пищи. Они встречались лишь когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5-6 млн. человек. Сегодня их 5-6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население выросло за неполные 10-15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человек появился 2-3 млн. лет назад.
Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория – группе из 40-60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединение одних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы.
2. Страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами. Некоторые ученые считают, что к созданию государства людей толкал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и преступников внутри страны сыграла не меньшую роль в объединении в государство, которое способно применить силу и установить порядок. Таким образом, опасение перед сородичами служило не меньшим аргументом для создания государства, чем страх перед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры и издавать общие для людей законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но подконтрольную ему и его обслуживающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника.
3. Фактор силы. Посмотрите на современное рыночное общество. Каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, следящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компьютерными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга, и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Такая аналогия многое объясняет. Средневековая Европа – это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своим флагом, гербом, правительством, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи – под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечами, даже пахали, зачастую не снимая оружия.
Кто умел только пахать, а тогда это было сложнейшим искусством, требовавшим пожизненной специализации, приглашал к себе на службу тех, кто умел только воевать. Династия Рюриковичей на Руси пошла от приглашенных варягов. Bw европейские короли нанимали или переманивали друг у друга профессиональных солдат. С помощью оружия добивались всего на свете: расположения прекрасных дам, обильных налогов со своих и огромных контрибуций с чужих территорий. Военные отряды обеспечивали бесперебойную торговлю и регулярную уплату налогов.
Экономические законы вынудили людей придумывать рациональные формы решения политических проблем. Военная кампания – это тоже разновидность делового предприятия. Чистый доход состоит из размеров дани, которую удается собрать с мирного населения, минус издержки на содержание армии. Армия – главная рабочая сила. Она должна постоянно трудиться, дабы оправдывать свое содержание и приносить доход. Но если ее вылазки имеют разовый характер, то доход непостоянен, а сама армия больше походит на банду рэкетиров, обложивших данью оптовиков. Если же верховная власть устанавливает полную монополию над данной территорией и постоянно собирает дань, то издержки на содержание армии снижаются. Одновременно растет благосостояние мирного населения. Дело в том, что при регулярном сборе (об этом знают российские рэкетиры) дань с каждого хозяйства берется меньше, ему оставляют средства на развитие, о его благополучии заботятся, дабы и в будущем можно было бы собирать дань. Регулярные и хорошо собираемые налоги обычно меньше по размерам, нежели разовые, плохо отдаваемые и собираемые разными сеньорами. Вот почему и подданные заинтересованы в сильном государстве, распространяющем власть на большие пространства.
Таким образом, формирование государств происходило по экономическим соображениям. Правитель, имея сильную армию, способен был легко и быстро собирать налоги либо дань с подвластной территории, устраняя любых конкурентов, роль которых играли удельные князья, разбойники, иностранные государства, претендовавшие на эти ресурсы. Разбойники на большой дороге, рэкетиры на рынке, бизнесмены, уклоняющиеся от налогов, – все это конкуренты, а значит враги государства в борьбе за налоги. Одни устраняются физической силой, другие – юридическими законами.
Демократическая власть, хотя и имеет устойчивую тенденцию к уменьшению масштабов и жестокости насилия, не может обходиться без него. Есть и долго будут сохраняться угрозы и опасности, которые невозможно обуздывать и устранять без насилия:
действия агрессивных, экстремистских, анархических сил, преступность и т. п. Демократическая власть может применять насилие для принуждения к миру (прекращения и предотвращения военных конфликтов); защиты жизни, прав и свобод граждан; восстановления законности и порядка; охранение самой себя от насильственного свержения. Такое насилие осуществляется в соответствии с Конституцией, а также международным правом. Бывает, что для обеспечения законности и порядка в обществе кроме правоохранительных сил (полиции, внутренних войск и т. п.) приходится использовать армию. Так было, например, в США в мае 1992 г. в Лос-Анджелесе при усмирении бесчинствующих толп чернокожего населения; в Италии в 1993 г. в борьбе с мафией.
На протяжении всей истории главная цель государства состояла в завоевании территорий для реализации своих экономических интересов и обеспечения безопасности или подчинением одного народа другим или аннексией прилегающей территории. Земля и территория государства составляют тот стратегический ресурс, который по значимости, возможно, превосходит все остальные ресурсы.
Поистине государство – это монополия на законное насилие. Законным оно считается, если закреплено в конституции государства, где так и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Мощное государство удерживает свою монополию, слабое ее отдает. Тогда в стране устанавливается правовой беспредел, хаос, бандитизм, от которых страдают простые люди.
Кроме двух указанных у государства есть множество других видов монополии. Например, монополия на свободу слова, согласно которой государство имеет право запрещать любую литературу, порочащую общественные нравы (например порнографическую), сеющую межнациональную рознь (такова профашистская литература) либо разглашающую государственную тайну (шпионские документы). Кроме нее известны монополия на таможенные пошлины, монополия на алкоголь и табак, монополия на соль и т. д. Стоило российскому правительству отдать теневым дельцам производство и сбыт алкоголя, как казна недосчиталась десятков миллиардов долларов. Ведь чистый доход в этой сфере бизнеса составляет 2000%. До революции и в советское время «пьяные деньги» составляли треть государственных доходов. А куда они шли? На социальные программы – на помощь бедным и престарелым.
К общим монополиям государство часто добавляет частные, которые раздаются госслужбам и позволяют обогащать не только государство, но и карманы чиновников. Государство берет пошлину за оформление свидетельства о браке и рождении детей, за выполнение процедуры расторжения брака, за подтверждение права на получение наследства, за принятие жалобы к рассмотрению в суде и т. п. Правда, вездесущие чиновники умудряются превратить в источник наживы не только частные, но и общегосударственные монополии, например таможенный сбор. Если органы правосудия ослабляют контроль, за таможенными службами, через границу за крупные взятки чиновникам могут проникать наркотики, оружие, алкоголь и другие товары, которые никак не пополняют государственный бюджет и наносят вред стране.

2. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
Государство характеризуется следующими общими (фундаментальными) признаками:
1. Единой территорией, очерченной государственными границами, признаваемыми другими странами.
2. Единой системой управления территорией, включающей разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящейся на принципе разделения властей.
3. Единой системой законов, зафиксированной в Конституции, соблюдаемой всеми гражданами на всей территории.
4. Монополией на легальное применение силы или физического принуждения, опирающейся на армию, полицию, службу безопасности, суд,прокуратуру.
5. Правом на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.
6. Обязательностью членства в государстве – гражданством. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения.
7. Представительством от имени общества в международных организациях и событиях.
8. Суверенитетом (нем. souveranitat, франц. souverainete – верховная власть), т. е. верховной властью над определенной территорией. В обществе много видов власти, но самая главная должна быть сосредоточена в руках государства, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание всех законов.
Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.
Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Он закреплен в Уставе ООН и других международных актах. Суверенитет – главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать самостоятельным государством. В начале 90-х гг., когда распалась огромная держава, называвшаяся СССР, произошел процесс, получивший название «парад суверенитетов». Бывшие союзные республики одна за другой объявляли государственную независимость. На политической карте мира почти одновременно появилось более 10 новых государств.
Указанные выше признаки отличают государство от других организаций, например мэрии, политической партии или профсоюзов, которые обладают одними признаками, схожими с государственными, и не обладают другими. Порассуждайте об этом самостоятельно.
Названные признаки описывают то, без чего не может обходиться ни одна социальная организация, претендующая называться государством. Но они ничего не говорят о характере и содержании деятельности государства на подведомственной территории. Чем должно заниматься государство в повседневной жизни? На этот вопрос отвечают функции государства. Они подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.
Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
Понятие «гражданское общество» многозначно. В науке выделяют два главных значения – гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг, или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.
В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обществом. Она включает семейные, кровнородственные, межнациональные религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д., иными словами, все то, что неподконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности является предметом социологии. Поэтому, когда вам встретится выражение «предмет социологии – гражданское общество», знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.
Однако у понятия «гражданское общество» есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории «гражданское общество» констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале, или лозунге.
И как идеал «гражданское общество» олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходила перестройка в середине 80-х гг. в СССР и мирная революция 1991 г. в России, разворачивалась борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Переход от социализма к капитализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества.
Итак, в понятии «гражданское общество» четко различаются два, иногда противоборствующих, значения, два смысла – социологический и идеологический (а есть еще юридический).
В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей. Только 5-6 тыс. лет назад возникло государство. Во втором своем значении оно представляет вершину и поздний продукт истории и ассоциируется у нас с правовым государством, к идеалу которого приблизились, но не достигли полностью, некоторые самые развитые и демократические страны мира.
Понятия «гражданское общество», «гражданин» и «гражданство» тесно взаимосвязаны между собой. Слова citizenship и city, обозначающие в английском языке гражданство и город, совпадают не случайно. Оба они происходят от латинского city. В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее, города-государства. Таковым являлась самоуправляющаяся община, которая существовала тысячелетия, пока на смену ей не пришла более крупная общность людей – нация. С тех пор вместо городов-государств (city-state), существовавших в Европе вплоть до нового времени (вспомним города-государства в Северной Италии XV-XVI вв.), появились государства-нации (nation-stale), или национальные государства.
Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.
Сегодня с момента обретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют права голосовать и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым, правами. Их защищают права, гарантированные конституцией страны. Осужденные во многих странах обычно теряют гражданские права. Они не могут голосовать и быть избираемы в органы власти.
В некоторых странах местные власти используют обвинение в преступлении как способ избавиться от конкурентов на выборах. Такая ситуация произошла в 1998 г. в Нижнем Новгороде, когда победившего на выборах кандидата соперники обвинили в том, что раньше он находился под следствием. Выборы признали не-действительными, а получившего поддержку большинства горожан кандидата отправили за решетку.
Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Гражданство люди принимают, от гражданства добровольно отказываются (так поступали некоторые советские диссиденты в 70-80-е гг., уехавшие из страны), гражданства могут лишить помимо желания человека (так поступали с советскими политзаключенными, попавшими в 30-е гг. в сталинские лагеря).
Суть гражданства состоит не только в., признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших политических органов управления. Лишенных гражданства лиц конституция уже “не защищает.
С античных времен гражданство было теснейшим образом связано с избирательным правом. Формально гражданами античного полиса могли считаться многие, в частности свободные и малоимущие граждане. А вот реально гражданами являлась лишь небольшая часть общества – богатые. Уже в наше время малоимущих называли «полугражданами» или «гражданами второго сорта». В античной Греции права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие. Конечно, это не значит, что государство не защищало женщин или малоимущих. Нет, речь идет об избирательном праве, которое сужает и одновременно уточняет определение гражданства.
Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие политических решений. Элите общества и раньше, и сейчас не очень-то хочется допускать к рычагам управления государством бедных или, как их иногда презрительно именуют, плебс. У этого понятия два смысла: а) иносказательное, принятое для обозначения полуграмотных, непросвещенных, необразованных, а часто и просто спившихся граждан, составляющих то, что именуют толпой; б) прямое историческое значение, указывающее на конкретную группу населения в конкретной стране в конкретный период времени.
Плебеями (лат. plebeii, plebs) в Древнем Риме называли малоимущих, но свободных граждан. Поскольку они были свободными, то юридически должны были голосовать. Но к голосованию плебеев не допускали, потому что они были малоимущими. Возникал парадокс: формально они являлись гражданами, а реально нет, хотя налоги в пользу государства, как и патриции, платили. Но это уже социальный признак. Однако и его оказалось достаточно для их врагов патрициев, чтобы превратить плебеев в политически неблагонадежную категорию.
Два столетия между плебеями – негражданами и патрициями-гражданами шла ожесточенная борьба, в результате которой первые завоевали гражданские права. В 450 г. до н. э. специальная комиссия из 10 патрициев разработала первый в истории свод политических прав для мало- и неимущих. Он назывался Законом XII таблиц, поскольку его записали на 12 медных досках. Их выставили на форуме и пригласили представителей плебеев поучаствовать в окончательной доводке важных законоположений. Так был сделан исторический шаг в развитии гражданских прав и свобод. Если раньше они являлись монополией меньшинства общества, то отныне стали привилегией большинства. Если раньше плебеи привлекались лишь на военную службу, приобретая вооружение за свой счет, но политического равноправия с патрициями не имели, то теперь они встали под защиту римского закона. Плебеи добились права избирать в Народное собрание своих представителей – народных трибунов. С помощью вето они могли приостановить действие любого закона и обладали законодательной инициативой.
Народные трибуны, защитники угнетенных и обездоленных, стали играть важную политическую роль в жизни страны. С тех пор берет начало важный институт гражданского общества – институт народных трибунов. Он явился исторически первой формой законной борьбы за гражданские и политические права народных масс. Через 2500 лет в Европе и СССР появятся их преемники
· диссиденты правозащитники, отстаивающие гражданские и политические права тех групп населения, которые были их лишены или обладали ими не в полной мере.
История свидетельствует, как трудно бороться за гражданские права для всего населения в тех обществах, где вовсе нет среднего класса или его роль незначительна. Взять тот же Рим. Патриции составляли высший класс, плебеи – низший. А где середина? В СССР средний класс появился только в 70-80-е гг., именно тогда интеллигенция, получив поддержку в среднем классе, своей борьбой добилась серьезной демократизации советского общества.
Европейское общество очень долго боролось за расширение гражданских прав, среди которых важнейшее место занимало избирательное право. Даже в XIX в. в передовых странах типа США и Англии, не говоря уже о других, существовал имущественный ценз. Малоимущие белые мужчины не имели права голосовать. Зажиточные и богатые граждане боялись, что, предоставив им политические права, они упустят контроль за положением дел в государстве и лишатся своих привилегий. Только Закон об избирательных правах от 1965 г. предоставил американским чернокожим реальную возможность участвовать на равных основаниях с белым населением в решении политических вопросов государства.
Сегодня граждане в демократическом обществе обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.