Индивидуальные трудовые споры

Содержание

“” Введение

“” . Понятие индивидуальных трудовых споров и причины их возникновения
“” . Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
“” . Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция
“” . Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений
“” . Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах. Сроки обращения, рассмотрения и исполнения решений судов по индивидуальным трудовым спорам

“” Заключение
“” Список литературы

Введение
При заключении трудовых договоров, в процессе их действия, при прекращении трудовых правоотношений нередко возникают разногласия между работниками и представителями работодателей (администрацией). Эти разногласия чаще всего связаны с недовольством работников действиями администрации, нарушением, по их мнению, трудовых прав и связанных с трудом интересов. В таких случаях работник обычно пытается разрешить разногласия путем непосредственных переговоров с правомочными на то должностными лицами администрации, обращается за помощью и разъяснениями в профсоюз (профсоюзный комитет).
В настоящее время изменяется роль государства в сфере регулирования трудовых отношений. Вот почему тема данной работы актуальна. При совершенствовании трудового законодательства следует исходить из того, что государство должно, как и раньше, осуществлять защитную функцию путем не только законодательного закрепления необходимого уровня социальной защиты прав субъектов трудовых отношений, но и осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. В литературе неоднократно указывалось на то, что трудовое законодательство исторически формировалось как самостоятельная отрасль права, главной функцией которой являлась защитная функция экономически более слабой стороны трудового договора – работника.
В данной работе мы рассмотрим индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения с упором на их рассмотрение в КТС с учетом новелл, внесенных Трудовым Кодексом 2001 года.
Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390-397 главы 60 ТК и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством.
При написании представленной курсовой работы были использованы материалы таких нормативных актов, как Трудовой Кодекс Российской Федерации (ст. 381 – 397) и КЗоТ Российской Федерации, а также комментарии к Трудовому Кодексу Российской Федерации под редакцией К.Н. Гусова и О.В. Смирнова , а также практический комментарий к законодательству о трудовых спорах Куренной A.M. и Миронова В.И., что помогло и с подборкой судебной практики.
Из специальных источников литературы написание работы в основном основывалось на следующих трудах:
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров Гаврилина А.К. и др. , на основе которого написана четвертая глава моей работы;
Трудовое право Гусова К. Н. , а также Сыроватской Л. А. и Смирновой О. В. , где подробно рассмотрены нюансы особенностей рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Российское трудовое право. Под ред. Зайкина А. Д. и другие научные источники
1. Понятие индивидуальных трудовых споров и причины их возникновения

Трудовыми спорами являются разногласия между работником (работниками) и работодателем, работодателями (администрацией), не урегулированные путем непосредственных переговоров сторон или с участием профсоюза (профкома), по вопросам установления условий труда и их применения; заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашения по социально-трудовым вопросам. Применительно же к теме данной работы в качестве определения индивидуального трудового спора следует воспользоваться ст. 381 ТК РФ. Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Администрация как орган и представитель работодателя осуществляет его права и обязанности в трудовых отношениях. Поэтому в законодательстве о рассмотрении индивидуальных трудовых споров в КТС говорится именно об администрации.
Под условиями труда понимается совокупность социально-правовых, производственных факторов, в которых работник осуществляет свою деятельность. Под социально-правовыми факторами понимаются размеры оплаты труда, продолжительность рабочего времени, отпуска и другие условия, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, а также соглашением сторон. Под производственными факторами понимаются технические, санитарные, гигиенические, производственно-бытовые и другие условия, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами.
В разрешении разногласий между работником (работниками) и работодателем (администрацией) следует различать две стадии:
первая стадия
· непосредственные переговоры сторон (с участием или без участия профсоюза) в связи с возникшими разногласиями;
вторая стадия
· трудовой спор, разрешаемый в установленном законом порядке.
Условия возникновения споров
· это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и работодателем (администрацией).
Причины возникновения трудовых споров
· это те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником (работниками) и работодателем (администрацией). Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это
· нарушения тех или иных прав работника или его Обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).
Условия возникновения трудовых споров становятся конкретными причинами в конкретном трудовом споре. Например, незнание конкретным руководителем организации трудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению прав конкретного работника и возникновению между ним и администрацией индивидуального трудового спора. Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий (причин). Одни из них носят экономический, другие
· социальный, третьи
· юридический характер.
К условиям экономического характера относятся, в частности, финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и льгот (например, молока на работах во вредных для здоровья условиях, лечебно-профилактического питания), отсутствие или недостаточность средств на охрану труда.
Причины трудовых споров экономического характера порождают серьезные социальные последствия. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников или ликвидации организации, к растущей безработице. Высвобождаемые работники, отстаивая свое право на работу (рабочее место), нередко обращаются за разрешением трудового спора и защитой своих прав в судебные органы.
К условиям социального характера относится, например, растущий разрыв в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых работников.
К условиям юридического характера относятся, в частности, сложность, противоречивость, а также недостаточная доступность трудового законодательства для администрации и особенно для работников, в результате
· слабое знание работниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей (администрации), способов защиты своих прав; нежелание соблюдать трудовое законодательство многими руководителями организаций, должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите работников на основе трудового законодательства.
Ослабление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства также сыграло свою негативную роль. Создание государственных органов по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (единой централизованной системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда) привело к изъятию из компетенции инспекции труда, находящейся в ведении профсоюзов, государственно-властных полномочий (выдачи обязательных к исполнению предписаний, наложения штрафов). Однако число нарушений трудовых прав работников возросло, снизилась юридическая ответственность должностных лиц администрации за такие нарушения.
Для устранения причин трудовых споров должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них и комплексно.
Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностью устранить причины трудовых споров нереально. Трудовые споры не исчезнут. Может уменьшиться их общее число. Может не быть споров по каким-то определенным вопросам, причины которых полностью устранены. Могут возникнуть споры по другим вопросам, которых раньше не было. Следовательно, в обозримом будущем трудовые споры будут существовать.
Таким образом, для разрешения трудовых споров законом установлен соответствующий порядок, т. е. определены формы (процедура) и сроки подачи заявлений (исков), их рассмотрения, принятия по ним решений и их исполнения.
Действенным инструментом защиты трудовых прав работников призван быть установленный законом порядок разрешения трудовых споров.

2. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматривают специально на то уполномоченные органы и суды общей юрисдикции
· мировые судьи, районные и вышестоящие суды. Этим органам законом предоставлено право, и на них лежит обязанность разрешать такого рода споры. Для этого им даны определенные властные полномочия. В связи с этим органы по рассмотрению трудовых споров относятся к числу юрисдикционных.
Компетенция
· это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа в определенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременно являются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового спора есть право и одновременно обязанность соответствующих органов, если к ним обратились с надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров не вправе отказать в приеме заявления или в рассмотрении спора.
Подведомственность
· это определенная компетенция определенных органов по рассмотрению тех или иных видов трудовых споров. Подведомственность определяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный или коллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по их применению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные. Следовательно, прежде чем обратиться за разрешением трудового спора, надо знать, куда, в какой именно орган следует подать заявление (иск).
Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) в организациях и суды.
Статья 382 ТК устанавливает органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, возникающие главным образом из трудового правоотношения. Она указывает два юрисдикционных органа, правомочных осматривать трудовые споры между работником и администрацией работодателем): комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд. Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.
Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально вышестоящими органами. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения.
Ныне формируется корпус мировых судей. Во многих регионах они уже активно работают и решают трудовые споры, кроме споров о восстановлении на работе, по материальной ответственности работника и работодателя за нанесенный ущерб, вред. Эти споры остаются в компетенции судов общей юрисдикции согласно подп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона мировых судьях в Российской Федерации” и п. 6 ст. 13 ГПК РСФСР.
Таким образом, индивидуальные трудовые споры рассматривают специально на то уполномоченные органы и суды общей юрисдикции
· мировые судьи, районные и вышестоящие суды.
В последующих главах представленной работы мной будет сделан упор на рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам в организациях.

3. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция

В соответствии о ст. 384 ТК комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Статья 384 ТК изменила существовавший согласно КЗоТу 1971 г. порядок образования комиссии по трудовым спорам. Если раньше это был целиком выбранный общим собранием трудового коллектива орган, то теперь КТС создается по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей, т.е. на паритетных (равных) началах. При этом представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников (профкомом) с последующим их утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители же работодателя назначаются в КТС приказом руководителя организации. Трудовой кодекс не предусматривает, как было в КЗоТе, что КТС образуются во всех организациях с численностью более 15 работников. Представляется, что это упущение нового закона.
КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Здесь есть несогласованность со ст. 387 ТК, в конце которой говорится и о заместителе председателя, что было бы более верно.
По решению общего собрания трудового коллектива организации КТС могут быть образованы и в некоторых с большим количеством работников или отдаленных территориально от центральной части организации подразделениях данной организации. Такие КТС подразделений создаются из равного количества представителей работников, выбираемых общим собранием работников подразделения, и представителей руководителя подразделения, назначаемых его приказом (распоряжением). КТС подразделений действуют тем же порядком, как и КТС организации по рассмотрению трудовых споров работников данного подразделения. Ее решения любая спорящая сторона может обжаловать в суд, т.е.