Правовое регулирование трудоустройства и занятости

Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Трудоустройство как основание возникновения трудовых правоотношений
“” .1. Понятие и сущность трудоустройства
“” .2. Понятие трудового правоотношения
“” .3. Содержание трудовых правоотношений
“” .4. Возникновение трудовых правоотношений

“” Глава 2. Правовое регулирование занятости в РФ
“” .1. Понятие занятости по российскому законодательству
“” .2. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области занятости
“” .3. Реформа российского законодательства о занятости населения

“” Заключение
“” Список литературы
Приложение

Введение

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
По мере роста масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность: проявляется массовое недовольство, проходят акции протеста, реализуются иные формы противостояния, растет преступность. Вместе с тем происходит люмпенизация наиболее отсталой и обездоленной части населения, всегда готовой на любые, самые, казалось бы, невероятные поступки, пагубно влияющие на общество, действия которой к тому же непредсказуемы.
Учитывая все эти обстоятельства, правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении многих лет выработали определенные подходы и комплексы мер по ослаблению безработицы и преодолению ее социальных последствий.
Эти подходы и меры содержатся в конвенциях, рекомендациях и иных актах Международной организации труда (МОТ). В них отражены: целесообразная политика государственных органов в области содействия занятости населения; организация и направления работы службы и бюро занятости; профессиональная ориентация и профессиональная подготовка безработных, гарантии в области содействия занятости, социальной защиты безработных и т.д.
Российское законодательство о занятости населения начало формироваться в 1991 г., когда был впервые принят Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. При подготовке этого Закона и в дальнейшем при его совершенствовании учитывался опыт стран с развитой рыночной экономикой по смягчению социальных последствий безработицы.
Под воздействием норм трудового права общественные отношения, складывающиеся в процессе применения и организации труда, облекаются в правовую форму и становятся правовыми отношениями. При этом важно отметить, что общественные отношения в сфере труда не всегда функционируют в правовой форме, т.е. в виде правоотношений, хотя она и является преобладающей. В ряде случаев эти отношения регламентируются обычаями, нормами корпоративных организаций, моральными нормами и т. п. Однако общественные отношения по использованию наемного труда требуют всегда правовой формы регулирования.
Ведущее место в единой системе правоотношений в сфере труда занимают трудовые правоотношения: они цементируют и определяют все другие правоотношения, которые оправданны и целесообразны в той мере, в какой этого требуют интересы развития трудовых отношений. Так, именно развитие трудовых правоотношений обусловливает соответствующее правовое регулирование отношений по трудоустройству, по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве. В связи с наличием трудовых правоотношений становятся необходимыми организационно-управленческие правоотношения по установлению и применению условий труда. Гарантии охраны труда, здоровья и трудовых прав работников в ходе осуществления трудовых правоотношений вызывают потребность правового регулирования отношений по надзору за охраной труда, по рассмотрению трудовых споров.
Как правило, граждане вступают в трудовые правоотношения путем непосредственного заключения трудовых договоров с организациями, минуя трудоустраивающие органы (органы государственной службы занятости). В равной мере не все граждане принимаются на работу с предварительным прохождением профессиональной подготовки по системе индивидуального, бригадного или курсового ученичества. У работников, состоящих в трудовых правоотношениях с организацией, не всегда возникают трудовые споры с работодателем и администрацией.
Иначе говоря, здесь важно подчеркнуть, что, во-первых, все иные правоотношения вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и существуют лишь постольку, поскольку есть трудовое правоотношение в настоящее время, либо они будут существовать в будущем, либо имелись в прошлом; во-вторых, на практике работники, состоящие в трудовых правоотношениях, не обязательно являются непосредственными участниками всего комплекса правоотношений.
Вышеприведенные факты свидетельствуют об актуальности избранной темы. Кроме того, ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:
Поскольку изменения экономической ситуации повлекли за собой определенные изменения на рынке труда, в частности появление значительного количества безработных, что в свою очередь привело к необходимости создания более совершенной системы трудоустройства и соответственно ее более совершенного правового регулирования.
Процессы перераспределения трудовых ресурсов за последние несколько лет обусловили потребность в государственном регулировании на рынке труда. Прежде всего это вызвано значительным ростом безработицы, хотя в самом понимании и в оценке ее уровня царит определенная неразбериха.
Согласно программе экономического развития, разработанной новым Правительством РФ на ближайшие три года одним из ключевых пунктов является борьба с бедностью. Однако, решение этого важнейшего вопроса невозможно без изменения государственной политики в области занятости, направленной на более полное  вовлечение трудоспособного населения в сферу труда;
В современных  условиях правовой институт, регулирующий сферу трудоустройства и занятости призван отразить особенности защиты интересов сторон трудовых правоотношений в условиях рыночной экономики.
В данной связи становится очевидной необходимость разработки способов профилактики и предотвращения безработицы. Одним из этих способов является трудоустройство.
Итак, цель настоящей дипломной работы
· исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости населения и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
исследовать основные направления развития законодательства в сфере правового регулирования трудоустройства и занятости населения в Российской Федерации;
проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования трудоустройства и занятости;
выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права.
В заключении приведены основные итоги проделанной работы.

Глава 1. Трудоустройство как основание возникновения трудовых правоотношений
1.1. Понятие и сущность трудоустройства

В юридической литературе прошлых лет уделялось внимание воздействию механизма трудового права на формирование трудовых ресурсов и отмечалось, что оно, “регулируя и направляя волевое поведение субъектов трудовых отношений, призвано способствовать установлению оптимальных вариантов занятости населения как по районам страны, так и по отраслям народного хозяйства”.
В современной юридической литературе вопросы трудоустройства и занятости недостаточно широко освещены. Поэтому необходимость совершенствования научного подхода к вопросам трудоустройства и занятости в настоящее время становится еще более актуальной.
В то же время трудно отрицать тот факт, что российское законодательство, регулирующее вопросы трудоустройства и занятости, тоже нуждается в значительных корректировках и новациях, диктуемых изменившейся экономической ситуацией в стране и развитием международного сотрудничества и мировой практики в области разработки способов защиты от безработицы. Совершенствование российского законодательства нельзя себе представить без применения строго научного подхода к решению указанных проблем. Такой подход предполагает прежде всего определение понятия трудоустройства.
Имеющиеся в российской юридической литературе разных лет определения понятия трудоустройства различны. Представителями науки трудового права высказывались следующие мнения по этому поводу.
Большинство юристов признают, что правоотношения по трудоустройству возникают в связи с подысканием гражданином подходящей работы и представляют собой единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений:
между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу;
между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в кадрах;
между гражданином и потенциальным работодателем, к которому гражданин направлен на работу органом трудоустройства.
Много различных взглядов возникло при обращении ученых к формулировке самого понятия трудоустройства и соответственно при определении ими его признаков. К сожалению, рамки статьи не позволяют рассмотреть все имеющиеся в науке точки зрения на понятие трудоустройства. Остановимся на основных.
По мнению А. С. Пашкова, трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, и рассматривать его следует в двух аспектах. Трудоустройство в широком, смысле объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой (индивидуально-трудовая деятельность, предпринимательство, фермерство и т. п.). В узком смысле трудоустройство предполагает формы трудовой деятельности, которые устанавливаются при содействии органов государства и негосударственных организаций.
Таким образом, деление на трудоустройство в узком и широком смыслах слова проводится в зависимости от того, участвуют или нет в процессе трудоустройства посреднические органы.
Вопрос о том, считать ли трудоустройством самостоятельное поступление на работу, не решен законодательством. Большинство юристов не уверены в том, что при самостоятельном устройстве на работу между гражданином и предприятием возникают правоотношения по трудоустройству. Прежде всего следует определиться в том, что понимается под самостоятельным поиском работы. Очевидно, здесь имеются в виду ситуации, когда установлению трудовых правоотношений не предшествует участие посредника в лице предусмотренного законодательством органа по трудоустройству (государственного и негосударственного). При этом непонятно, какие отношения возникают, например, в процессе обсуждения условий трудового договора. Примечательно, что вопросы приема на работу регулируются нормами трудового права.
О. М Медведев отмечает, что “с точки зрения содействия государственных органов в оперативном обеспечении граждан работой, а предприятий кадрами все организационно-правовые формы (кроме непосредственного набора) выступают как процесс трудоустройства в широком смысле. По мере того как трудоустройство граждан через бюро по трудоустройству населения получило характерную для него специфику, отличающую его от самостоятельного поступления на работу, понятие трудоустройства приобрело право на существование как одна из самостоятельных организационно-правовых форм со своей характеристикой и особенностями”. Безусловно, справедливо выделить трудоустройство в качестве самостоятельной организационно-правовой формы обеспечения граждан работой, а предприятий кадрами. Однако представляется, что основу определения трудоустройства должно составлять указание на юридическое значение данного явления, а именно на то, что трудоустройство выступает в качестве гарантии реализации гражданами права на труд.
О. В. Смирнов считает, что в процессе трудоустройства возникают многообразные отношения, содержание которых составляет реализация гражданами права на труд. При этом праву гражданина на содействие в получении работы соответствует обязанность государства в лице определенных органов предоставить подходящую работу Правоотношения по трудоустройству непосредственно предшествуют трудовым. Поэтому трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. В определенных случаях трудоустраиваемый гражданин или предприятие могут по своей инициативе прекратить отношения по трудоустройству.
Заслуживает внимания и точка зрения В. С. Данукина, согласно которой трудоустройство осуществляется в форме обеспечения работой или в форме содействия в подыскании и устройстве на работу в зависимости от юридической силы направлений, выдаваемых трудоустраивающими органами.
Провозглашенное в ст. 37 Конституции РФ право на труд составляет необходимый элемент правового статуса гражданина. Осуществление этого права обеспечивается комплексом общих и специальных юридических гарантий. Одной из разновидностей гарантий права граждан на труд выступает система трудоустройства, осуществляемая государственной службой занятости.
Ранее вопросами занятости населения занималась федеральная государственная служба занятости в системе Министерства труда РФ. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.
· 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” была образована Федеральная служба по труду и занятости, которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут создаваться межтерриториальные службы занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на соответствующие центры занятости, которые и выступают официальными органами трудоустройства.
Правоотношения по трудоустройству возникают в связи с подысканием гражданином подходящей работы и представляют собой единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений;
а) между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу;
б) между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в кадрах;
в) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом трудоустройства.
Между органом трудоустройства и гражданином правоотношения возникают на основании единственного юридического факта
· обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законодательством.
Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности этого
· выплатить пособие из государственного фонда занятости.
Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача
· подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации, с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для выплаты пособия по безработице. Период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. По истечении этого периода, а также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается. В случае непредоставления подходящей работы по истечении установленного срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства.
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.
Довольно детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и организациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граждан работы. Важнейшей правовой обязанностью работодателя является сообщение органам трудоустройства информации о предполагаемом высвобождении работников, а также о потребности в рабочей силе с разбивкой на профессии, специальности, квалификацию.
Органы трудоустройства, находящиеся в ведении государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти и местного самоуправления устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).
Акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом)
· порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (пример см. в приложении). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке.
Правоотношения между органом трудоустройства и работодателем в условиях перехода к рыночной экономике строятся не только на использовании рекомендательно-принудительных методов регулирования, но и на использовании методов поощрения. Так, например, работодатели, создающие дополнительные (сверх установленной квоты) рабочие места для трудоустройства указанных выше лиц, имеют право на частичное возмещение понесенных расходов в виде дополнительных льгот по налогам и другим компенсациям. Государственная служба занятости может компенсировать работодателям затраты на организацию обучения рабочих, высвобождаемых из других организаций.
Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем. Эти правоотношения непосредственно предшествуют трудовым правоотношениям и как бы заранее предопределяют их содержание и характер. Возникают указанные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.
Направление органа трудоустройства здесь следует рассматривать не только как правовой акт, адресованный работодателю, но и как желание (волеизъявление) гражданина заключить трудовой договор с конкретным работодателем. При этом направление предоставляет трудоустраиваемому в определенных случаях право требовать заключения трудового договора. Направление, следовательно, конкретизирует право на труд и придает ему притязательный характер еще до того, как оно будет реализовано в трудовом правоотношении. Акт направления на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание правоотношений гражданина с работодателем в процессе трудоустройства. В нем не только отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу, но и указывается, по какой профессии, специальности, квалификации. Таким образом, для гражданина и работодателя направление строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству.
Прекращение правоотношений по трудоустройству, как отмечалось выше, обычно связывается с заключением трудового договора, т.е. с возникновением трудовых правоотношений. Однако не исключено прекращение таких правоотношений и до заключения указанных договоров. Это всегда может иметь место по инициативе трудоустраиваемого, а в отдельных случаях и администрации (например, при обнаружении, что по деловым качествам или по состоянию здоровья трудоустраиваемый не подходит для работы, указанной в направлении, а предоставить ему другую работу нет возможности или он не желает получить другую работу).
1.2. Понятие трудового правоотношения

Это правоотношение представляет собой юридическую форму выражения общественно-трудового отношения, складывающегося на рынке труда между работником и работодателем (организацией), по которому одна сторона (работник), будучи включенной в состав трудового коллектива организации, обязана выполнять определенного рода работу с подчинением установленному там внутреннему трудовому распорядку, а другая сторона (работодатель)
· обеспечивать работника работой в соответствии с обусловленной договором специальностью, квалификацией или должностью, оплачивать его труд и создавать благоприятные для здоровья и развития личности условия труда.
Под регулирующим воздействием трудового права между сторонами общественно-трудовых отношений устанавливаются связи в виде субъективных прав и корреспондирующих им обязанностей. Эти права и обязанности касаются важнейших сторон трудовой деятельности работников, а также организующей деятельности работодателя.