ТРУДОВЫЕ ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ

..
Стр. 3

Глава 1 Нормативно
· правовое регулирование труда иностранцев в РФ и порядок предоставления разрешения на трудовую деятельность в РФ

Стр. 4

§ 1.1. Нормативно
· правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…

Стр. 4

§ 1.2. Порядок получения разрешения иностранными гражданами на работу в Российской Федерации
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Стр. 10

Глава 2 Трудовые права иностранных граждан в России
·
·
·
·
·
·…
Стр. 17

§ 2.1. Классификация иностранных граждан работающих по трудовому договору в России и их права
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…

Стр. 17

§ 2.2. Найма иностранных граждан предприятиями с иностранными инвестициями
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..

Стр. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Стр. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.
Стр. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы особое внимание уделяется миграции иностранных граждан в Россию. Использование иностранных работников широко и прочно вошло в практику отечественного рынка труда. В то же время надлежащее оформление таких отношений имеет место в очень немногих случаях. Причины этого одни видят в недостаточной урегулированности этих отношений, а другие, напротив, – в чрезмерных административных барьерах.
В связи с чем тему выбранной мной работы считаю актуальной и необходимой к изучению.
Целью моей работы является получение системных знаний о правовом регулировании иностранной рабочей силы в современной России.
Объект моего изучения
· это общественные отношения, складывающиеся по поводу регулирования труда; предметом исследований выступает
· система нормативно
· правовых актов, регулирующих права иностранных граждан в сфере труда в России, и практика их применения.
Для достижения поставленной цели я считаю необходимым решить несколько в своей работе задач:
обозначить нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы трудовых прав и дать характеристику таких актов
выявить проблемы правового регулирования труда иностранцев на современном этапе развития трудового законодательства в РФ
указать пути решения выявленных проблем
Методологическую основу работы составляют общенаучные и частные методы: диалектического материализма (в том числе логического анализа и синтеза, обобщения, индукции и дедукции), сравнительно-правовой и формально-логический, конкретно-социологический и статистический, а также комплексный системный подход к изучению нормативных актов о правовом регулировании труда иностранных граждан в Российской Федерации.
Глава 1. Нормативно
· правовое регулирование труда иностранцев в РФ и порядок предоставления разрешения на трудовую деятельность в РФ
§ 1.1. Нормативно
· правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации

Использование иностранных работников широко и прочно вошло в практику отечественного рынка труда. В то же время надлежащее оформление таких отношений имеет место в очень немногих случаях. Причины этого одни видят в недостаточной урегулированности этих отношений, а другие, напротив, – в чрезмерных административных барьерах.
Общий принцип применения норм трудового законодательства к иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ) уточняется целым рядом нормативных актов. Это ФЗ от 25.07.2002
· 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Указ Президента РФ от 16.12.93
· 2146 «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» (с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 29.04.94
· 847), Постановление Правительства РФ от 30.12.2002
· 941 «О порядке выдачи иностранным лицам и лицам без гражданства разрешения на работу».
Статьи 5, 30, 32 Закона говорят о том, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ находится в ведении «федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальными органами».
Важны два аспекта правового регулирования этого контроля.
Этот контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. На практике указанными вопросами занимаются управления по делам миграции при УВД субъектов РФ.
Цель контроля – недопущение нарушения правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., установлен разрешительный порядок привлечения в РФ иностранной рабочей силы.
Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории субъектов РФ.
Для получения разрешения работодатель представляет:
заявление;
предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;
проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.
Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.
Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
В разрешении указываются: наименование органа, выдавшего разрешение; наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение, и сведения о его государственной регистрации; территория, на которой действует разрешение; численность и профессиональный состав привлекаемых работников; страна их происхождения или обычного проживания; основание для выдачи разрешения; срок действия и другие данные по форме согласно Положению о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.
Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории РФ только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения, по форме согласно упомянутому Положению.
Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.
Важным аспектом контроля является право аннулировать разрешение на работу. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи в случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано. Аннулирует такое разрешение федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган, выдавший данное разрешение.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона для того, чтобы нанять иностранного гражданина, работодатель (заказчик работ) обязан получить разрешение на привлечение иностранных граждан и разрешение на работу для привлекаемого иностранного гражданина.
Разрешение на привлечение иностранных граждан, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона, выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел или его территориальными органами только в том случае, если имеется заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, который занимается вопросами занятости населения. При его наличии работодатель подает ходатайство в органы внутренних дел о выдаче приглашения иностранному работнику (ч. 2 ст. 18 Закона).
Надо отметить, что количество приглашений на въезд в РФ иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности зависит от так называемых квот, количество которых ежегодно утверждается Правительством РФ (ч. 1 ст. 18 Закона).
Порядок же получения разрешения на работу предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002
· 941. Согласно ст. 5 Постановления разрешение выдается при условии внесения в установленном порядке работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ. Денежные средства вносятся на специальный счет, который открывается органом внутренних дел. Кроме того, иностранный гражданин, временно проживающий на территории РФ, обязан осуществлять свою деятельность только в пределах того субъекта, где ему разрешено временное проживание.
Существуют определенные категории иностранных граждан, на которых вышеназванные положения не распространяются. Их перечень закреплен в ч. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Необходимо также отметить, что ст. 18.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ как для работодателя (штраф в размере от 10 до 20 МРОТ), так и для работника – иностранного гражданина или лица без гражданства (штраф в размере от 5 до 10 МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового). Дела о таких административных правонарушениях согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются судами.
В то же время несовершенство законодательства, регулирующего данные отношения, привело к многократным нарушениям в этой сфере.
В первую очередь это связано со сроками получения разрешений. На практике на эту процедуру уходит до полугода. Как следствие, работодатель прибегает к «теневым» трудовым ресурсам, то есть использует труд лиц, которые находятся в нашей стране на нелегальном положении.
Также огромное количество правонарушений имеет место со стороны субъектов РФ. Субъекты Федерации имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты, которые направлены на уточнение и детализацию порядка и условий привлечения к работе иностранных граждан, но не должны противоречить Закону.
На практике это правило далеко не всегда соблюдается, и субъекты выходят за пределы своей компетенции. Подобного рода нарушения зафиксированы в таких субъектах, как Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, в Краснодарском, Приморском краях и др. Так, в Чукотском автономном округе губернатор своим постановлением утвердил порядок въезда в округ иностранных граждан и лиц без гражданства, тогда как субъекту Федерации полномочия по регулированию данного вопроса не предоставлены.
Но дальше всех пошел такой субъект РФ, как город Москва. Постановлением Правительства Москвы
· 615-ПП «О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве» иногородние работники, то есть граждане РФ, которые не проживают в городе Москве, были приравнены к иногородним гражданам и лицам без гражданства.
Кроме того, нередко встречаются такие нарушения, как: несоблюдение порядка выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы; порядок продления сроков на осуществление трудовой деятельности; осуществление иностранными работниками трудовой деятельности без оформления всех необходимых документов; выдача службами занятости согласований на привлечение и использование иностранной рабочей силы по тем профессиям, которые имеются в избытке на национальном рынке труда, и многое другое.
По мнению некоторых специалистов, решением данных проблем будут являться жесткие требования и штрафные санкции к работодателям, которые заставят последних соблюдать действующие законы по отношению к иностранцам. Однако, как представляется, проблема намного глубже, и связана она с системным несовершенством действующего законодательства в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы.

§ 1.2. Порядок получения разрешения иностранными гражданами на работу в Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002
· 941 утверждено Положение о порядке предоставления разрешений на работу в РФ, которое в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) определяет порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации, разрешения на работу на территории Российской Федерации.
Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Разрешение на работу выдается иностранному гражданину, достигшему 18-летнего возраста. Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско – правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Разрешение на работу выдается работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя. Разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.
Работодателем или заказчиком работ (услуг) может выступать иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранный гражданин в случае осуществления им трудовой деятельности на основании устного заверения работодателя о том, что на этого гражданина получено разрешение на работу, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 18.10 КоАП РФ.
Саму процедуру реализации разрешительного порядка привлечения и использования в РФ иностранных работников можно разделить на следующие этапы.